Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:24, 18 мая 2018
 Ирина Дудка 152

Цифровое надувательство. Как за одну минуту потерять все деньги со счёта

Цифровое надувательство. Как за одну минуту потерять все деньги со счётаФото: Алексей Стопичев
  • Ирина Дудка
  • Статья

Телефон может стать сообщником мошенников и отправить им все ваши сбережения.

За последние десятилетия спешка стала нормой жизни для работающего человека: быть везде и сразу, сто дел на работе, а ещё и семье уделить хоть немного времени. Банки одними из первых стали подстраиваться под современный ритм жизни. Они предложили клиентам экономить время и делать массу нужных дел, не вставая с дивана — при помощи мобильного банкинга.

Телефон давно перестал быть просто средством связи, а новая услуга практически стёрла грани возможного, позволив пользователям покупать и продавать всё что угодно в любое время дня и ночи хоть посреди голой пустыни, находясь за тысячи километров от реальных магазинов. Достаточно лишь отправить смс с указанием суммы и банковским счётом продавца на короткий номер. Такая простота в вопросах перевода денег заинтересовала и мошенников.

В сетях глобализации

Белгородка Елена Кравчина показывает распечатку со своего банковского счёта.

«Смотрите, 23 января перевод 9 999 рублей на Теlе2 Краснодар и 26 января вот на Теlе2 в Москву, я эти деньги не переводила, никаких телефонных номеров ни в Москве, ни в Краснодаре у меня нет. Кто это сделал, я не знаю и в банке мне это объяснить не смогли. Узнала об этом случайно, когда пошла проверять баланс на карте. Сообщения о поступлении и переводе денег не приходили, хотя вообще‑то должны были, у меня были подключены услуга оповещения и мобильный банкинг», — рассказала Елена.

Его Елена подключила за пару недель до случившегося. Девушка обратилась с заявлением в полицию. Там ей и сказали, что такое мошенничество как раз и происходит через мобильный банкинг. О том, как это могло произойти, Елена может только предполагать.

«Я вообще с телефона в Интернет не захожу, не умею этим всем пользоваться, да и нет особой надобности, а тут мне — смс. Думаю, неужели я, имея современный телефон, так и буду пользоваться только компьютером?! Я и нажала по ссылке, указанной в сообщении. Может быть, это помогло мошенникам, и они смогли узнать мои данные и перевести деньги со счёта? И ещё, однажды мне муж отправил смс, и оно есть у него в исходящих, а мне это смс так и не пришло. Я слышала, что мошенники делают как бы дублирующий номер, вот на него и идут сообщения, отправленные на «правильный» номер», — продолжила Кравчина.

В полиции произошедшему нисколько не удивились, такие заявления они получают регулярно. Попросили телефон для проведения технический экспертизы, Елена отказалась и не только сразу отключила услугу мобильного банка, но и отдала телефон в сервис, где его хорошо «почистили».

«Судя по распечатке, деньги ушли в другой регион. Поэтому мы должны передать все материалы дела туда, но поскольку пострадавшая отказалась предоставить телефон для проведения экспертизы, установить, какие приложения были установлены на телефоне, и найти следы преступления не представляется возможным», — пояснили в УМВД РФ по Белгородской области.

Остап в восторге

Бессмертный герой Ильфа и Петрова знал 400 относительно честных способов отъёма денег у населения. У современных компьютерных мошенников наберётся не больше десятка, но каждый из них весьма эффективен, благодаря рассеянности и доверчивости жертв.

Знакомый программист рассказал, как происходит снятие денег, однако попросил не указывать его имени и фамилии, дабы полиция не заподозрила его, так подробно знающего об этих операциях.

Самый простой способ, когда на телефон жертвы приходит сообщение о том, что карта заблокирована и нужно перезвонить по указанному номеру и сообщить номер карты и код CVS (три последние цифры на обратной стороне карты). «Заботливые» лжесотрудники банка могут даже попросить жертву подойти к банкомату или терминалу и ввести номер разблокировки, выбрав своего сотового оператора. И денежки жертвы у них на счёте!

Ещё одна проверенная уловка для тех, кто жаждет халявы. «Поздравляем!!! Вы выиграли планшетный компьютер (плазменный телевизор, холодильник или любую другую приятную и дорогую вещь)», — радостно сообщает неведомый организатор розыгрыша, в котором человек никогда не участвовал. Да это и не важно, глаз уже блестит, сердце заходится в бешеном ритме и жертва безропотно соглашается сообщить номер карты и CVS, чтобы «добрые дяди» перевели на неё стоимость приза. После этого жертва, конечно, не увидит не только планшета, телевизора и бог знает ещё чего, но и собственных денег на счёте.

Сбережения можно потерять, расплачиваясь за интернет-покупки, в том числе, покупая в игре виртуальную лошадку, или в очередной раз, наворачивая свой танчик, не говоря уже о платных сайтах с «клубничкой» и дополнительных подарках, которые распродают в популярных соцсетях. Мошенники давно позаботились о том, чтобы эти сервисы содержали вирусную программу, которая залезет сначала в ваш телефон, а потом и в банковский счёт. Если жертва имела неосторожность расплатиться кредитной картой, то мошенники могут опустошить и кредитный лимит.

У телефона своя жизнь

Бывает и такое. Начинается после того, как в телефон были установлены программы, щедро предлагаемые сайтами забесплатно.

«Пользователи телефонов, особенно на системе Android, сами устанавливают на свой телефон различные приложения, которые скачивают в бесплатном доступе, а не на платных специализированных сайтах, и если на Apple сделать это невозможно, то на систему Android легко. На Android операционная система такая же, как на компьютере, и она так же подвержена заражениям различными вирусами. Но если компьютер защищает антивирусная программа, то на телефоне её зачастую нет. Вместе с бесплатным программным приложением в телефон проникает и вирус. Он блокирует сообщения на короткий номер, который отправляется банком в случае снятия или поступления денег на счёт, если у жертвы подключена услуга мобильного банкинга. Телефон сам отправляет команду перечислить деньги со счёта жертвы, в то время как она даже не догадывается о списаниях», — отметили эксперты в УМВД РФ по Белгородской области.

В существование «клонов» телефонного номера в полиции не верят, поскольку все номера, которые когда‑либо использовались, а затем оказались не востребованы, на три месяца попадают в так называемый отстойник. Если за это время они не были востребованы своими владельцами, то спустя ещё три месяца сотовые компании имеют право продать их повторно.

В компании Теlе2 рассказали, что только однажды сталкивались с подобной жалобой, но тогда у клиента была подключена услуга смс-оповещения, он вовремя увидел, что пошло списание средств, и заблокировал карту через банк. После сотовый оператор вернул ему средства.

«Когда работает мобильный банкинг, деньги с банковского счёта сначала поступают на счёт телефонный, на очень короткое время, а уже с него через электронную коммерцию переводятся на счета мошенников. Тому человеку повезло, и он сумел остановить снятие средств в тот момент, когда они находились ещё на его телефонном счёте. После мы по его заявлению вернули ему средства», — рассказала специалист телекоммуникационной компании.

У Елены случай сложный, поскольку списание средств она заметила не сразу, а спустя несколько дней.

«Мы не имеем права одному абоненту предоставлять сведения о другом абоненте, выяснить это может только полиция. Если Елена обратилась в полицию, то теперь из отдела к нам должен поступить запрос о том, на кого оформлен номер, куда перешли её средства. Но и тут ситуация не так проста. Вряд ли мошенники будут оформлять сим-карту на себя. Скорее всего, человек, которому она принадлежит, даже не догадывается о том, кто ею пользуется, может быть, она была утеряна или украдена», — отметила специалист.

Специалист компании подчеркнула, что с момента списания средств прошло уже довольно много времени, и мошенники, скорее всего, уже успели перевести деньги с мобильного счёта на киви-кошелёк или другой электронный ресурс, а затем перечислить на свой счёт или обналичить. Вероятность того, что эти деньги вернутся Елене, стремится к нулю.

После драки гаджетом не машут

После того как Елена обнаружила перевод денег, она написала заявление в банк.

«Сотрудники банка не очень спешили принять от меня претензии, дали мне бланк заявления, я его заполнила и теперь могу только ждать. Не верю, что мне удастся вернуть свои деньги, поэтому никому не советую подключать себе мобильный банкинг», — поделилась пострадавшая.

1
Comments (0)
Tree view
New
Popular
Compact
Quotes (0)
Context
Create your widget
About HyperComments
Log in
Closed discussion