Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:01, 26 ноября 2018
 Анна Кущенко 233

От забвения к возрождению. Корочанские храмы в советское время пережили немало испытаний

От забвения к возрождению. Корочанские храмы в советское время пережили немало испытанийХрам Успения Божией Матери в СоколовкеФото: Юрий Коренько
  • Анна Кущенко
  • Статья

Две истории о разрушении, вере, трудностях и надежде.

Соколовское сельское поселение удивляет, прежде всего, красотой своих пейзажей. Но если познакомиться с ним поближе, то поймёшь, что оно скрывает ещё много интересного. Чего стоят одни только старинные храмы в сёлах Соколовка и Ивица с увлекательной, но очень непростой судьбой.

Молитвами батюшки Серафима

В соколовском храме Успения Божией Матери нас встречает его настоятель протоиерей Евгений Мандаровский и разговор сразу перетекает к известному ракитянскому старцу, архимандриту Серафиму (Тяпочкину), который начинал здесь свой монашеский путь.

В 1960 году епископ Курский и Белгородский Леонид (Поляков) пригласил Димитрия Тяпочкина (имя до принятия монашества) служить к себе в епархию и тот с радостью откликнулся на это предложение.

«Я посетил батюшку в Соколовке, прожил недели две-три, близко с ним общаясь. В деревне была большая деревянная Успенская церковь. Я как мог обновил иконостас. Отец Димитрий радовался, что мы успели к Преображению. Молящихся было мало: немногие в те годы отваживались ходить в церковь. Но насколько же благостным было богослужение отца Димитрия! Начинал он часов в шесть, а заканчивал в два часа дня. Он никуда не спешил, всё делал очень тщательно, — говорил отец Валерий Бояринцев. Эти воспоминания отражены в книге о Серафиме Тяпочкине.

Из Соколовки Димитрий Тяпочкин пишет прошение на постриг:

«Припадая к святительским стопам Вашего Преосвященства, смиреннейше прошу удостоить меня пострижения в монашество с оставлением на занимаемом приходе. Если не будет с моей стороны нарушением послушания, то дерзаю просить при постриге дать мне святое имя преподобного Серафима Саровского, которого с детства почитаю своим небесным покровителем».

Вскоре он принял монашество с именем Серафим. В январе 2011 года отец Евгений был назначен настоятелем храма в Соколовке. Сначала было нелегко. Храм находился в очень печальном состоянии.

«Когда я пришёл, человеческое во мне взыграло, но узнав, что именно здесь служил Серафим (Тяпочкин), я духовно приподнялся, и, слава Богу, молитвами батюшки Серафима, к которому я ежемесячно ездил на могилку в Ракитное, мы начали реставрацию», — продолжил разговор отец Евгений.

На Пасху 2011 года в храме полностью провалился пол.

«В конце пасхальной службы освящается артос. Люди подумали, что пришло время и куличи освящать, стали перемещаться на одну сторону, к своим сумочкам. Тут балки и обвалились. Я дочитал молитву, окропил артос, поворачиваюсь, а прихожане смотрят на меня: что батюшка скажет? Говорю: «Ну что, теперь будем работать», — рассказал настоятель.

Он обратился в областной департамент строительства к Николаю Калашникову, и тот обещал помочь. С его помощью храм полностью отреставрировали, поставили новый иконостас, приобрели колокола.

Два храма

Раньше на территории Соколовского сельского поселения было два храма в честь Успения Божией Матери. В следующем году исполнится 250 лет с момента образования прихода. Первый деревянный храм был построен в 1769 году. Находился под горой, в центре улицы Слобода. Со временем он уже перестал вмещать всех желающих, поэтому часть верующих ютилась на паперти. В начале XX века прихожане решили построить второй храм. Житель улицы Думановка Иван Гупалов, владевший огромной пасекой, первым внёс значительную сумму денег на строительство и призвал остальных селян последовать собственному примеру. В Вятке закупили лес, по железной дороге доставили его в Прохоровку, а оттуда подводами повезли в Соколовку. Строили храм мастера из Рыльска. Колокол привезли из Курска. В 1903‑м храм открыли, а рядом построили церковно-приходскую школу.

После революции в церковной жизни Соколовки, как и по всей стране, настали сложные времена. В 1922 году закрыли старую церковь на улице Слобода. В 1937-м арестовали, а затем расстреляли священника Алексея Гончарова. Перед войной с храма снесли колокольню, нижнюю часть превратили в амбар.

Второму храму на Думановке повезло больше. Хотя, по воспоминаниям местных жителей, он не раз подвергался ограблениям. Служил в храме в советские годы священник Николай Огурцов (иеромонах Анатолий). Его могила находится у алтарной части.

Озлобленность против Церкви, которая царила в те годы, хорошо чувствуется при взгляде на одну из храмовых икон — апостолов Петра и Павла. Кто‑то пытался выцарапать глаза.

«Для меня дорога эта икона, потому что сам я из Прохоровки, а там находится Петропавловский храм. В Прохоровке родился, окончил школу. Сначала думал поступать в Курскую семинарию. Когда в июне 1992 года архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий освящал закладной камень Петропавловского храма, я был мальчиком-пономарём. После узнал, что открылась Белгородская семинария. Поступил туда, окончил. Какое‑то время поработал там. Потом служил в Крестовоздвиженском храме Старого Оскола. Там встретил свою половинку, обвенчался. Служил в Вязовом, был клириком в Борисовке, а теперь вот служу настоятелем здесь», — рассказал отец Евгений.

В храме есть свои святыни. Одна из них — Иверская икона Божией Матери. Этот образ был в келье у одной бабушки, которая молилась дома. Откуда он у неё появился, неизвестно. Потом икону передали в храм, и с тех пор она находится здесь, в алтаре.

Зигзаги судьбы

Каждый месяц отец Евгений отправляется служить молебен в соседней Ивице. Здесь располагается церковь святителя Василия Великого. Прекрасный когда‑то храм превратился в полуразрушенное здание без колокольни, с пристройками и забитыми окнами. Путники, которые изредка проезжают по этим местам, интересуются храмом и пытаются каким‑либо способом залезть внутрь, посмотреть. Но в заброшенной с виду церкви продолжает теплиться жизнь.

На молебны приходят несколько жителей села.

«Храм значит для нас очень много. Если нет церкви в деревне, то деревня сгинет. Очень хочется, чтобы восстановили, чтобы нашлись такие люди, которые бы сделали это. Сегодня мы как раз ходили в храм, убирались. Пришли, стояли… Я не могу подобрать слов, чтобы передать свои чувства. Такое спокойствие на душе. В деревне должны обязательно звенеть колокола», — поделилась местная жительница Лариса Москаленко.

На ободранных стенах ещё просматриваются фрагменты фресок: вход Господень в Иерусалим, Покров и Успение Пресвятой Богородицы… Когда‑то здесь бурлила приходская жизнь.

«Каменная однопрестольная церковь святителя Василия Великого слободы Ивицы Корочанского уезда была построена в 1854 году, хотя метрические книги прихода сохранились с 1849 года и можно осторожно делать предположения о более раннем деревянном здании. Приход этой церкви был небольшим, включал только саму Ивицу, где население немногим превышало тысячу человек. Престольный праздник отмечали и до сих пор отмечают 14 января (по григорианскому календарю)», — рассказал начальник управления по делам архивов Белгородской области Павел Субботин.

По его словам, к началу ХХ века местной сельской общиной для священника был построен деревянный общественный дом, а при храме в здании сторожки открылась церковно-приходская школа. К храму был приписан пахотный надел, а церковнослужители получали небольшое жалование. После революции служба в храме продолжалась вплоть до начала 1930-х годов. Потом из‑за борьбы церковных течений, голода и репрессий советской власти служба прекратилась. В 1936 году Корочанский райсовет принял решение церковь разобрать, но ждал санкции областного начальства. В 1937 году оно подтвердило решение о закрытии церкви, но до войны здание полностью не было разобрано и частично сохранилось до наших дней,

После войны в здании хранили зерно.

«Где‑то в 53 году разрушили звонницу. Была звонница и крест. И крест этот было видно до самой Корочи. Крест сняли, звонницу разбили. Хотели и церковь разбить. Какую только технику не привозили. А мой отец сказал: «Вы её не строили, и не вам её ломать». Она построена крепостными. Когда звонницу ломали, убедились, что кладка крепкая. Кирпич разбивается, а раствор держит. Больше кусков было. Из них сделали силосные ямы», — рассказала местная жительница Варвара Черноиванова.

Её поддерживает Наталья Пономарёва, которая тоже живёт в Ивице.

«Конечно, хотим, чтобы храм восстановили. Пусть у меня муж был коммунистом, но я всё время ходила в храм в Соколовку. И деток всех покрестила. Ходили бы мы и сейчас, но теперь ноги не носят».

А пока жители Ивицы не оставляют надежды, что найдётся спонсор, который восстановит храм.

1
Комментарии (0)
Древовидный вид
Новые
Популярные
Компактный
Цитаты (0)
Контекст
Создать свой виджет
О сервисе
Выйти
Обсуждение закрыто
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×