Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:39, 27 марта 2019

За кулисами «Петрушки». Как детский театр заслужил признание зрителей всех возрастов

За кулисами «Петрушки». Как детский театр заслужил признание зрителей всех возрастовФото: Наталья Мазниченко
  • Статья

Его руководитель Надежда Борисова поделилась с «Ясным ключом» секретом успеха и дальнейшими планами.

Когда на сцене выступает театр кукол «Петрушка» из Бехтеевки, зрители разного возраста следят за действием на сцене с замиранием сердца. Яркие образы, интересные костюмы, оригинальные трактовки — всё это создаёт особую атмосферу мира Мельпомены.

Творческое становление

С момента образования коллектива его возглавляет несменный руководитель Надежда Борисова. Театром она увлекается с детства, долгое время занималась в кружке. А с 1968 года он стал для неё неотъемлемой частью жизни.

Надежда Борисова по образованию учитель русского языка и литературы. Она признаётся, что уже к концу учёбы в институте поняла, что по специальности работать не будет.

«Я уже так к куклам „приклеилась“, что не могла представить себя на другом поприще. Судьба распорядилась так, что, прожив всю жизнь в Узбекистане, я переехала в Корочу. Татьяна Григорьевна Пожарская — бывший директор районного Дома народного творчества — узнала, что я кукольница. Она сразу пригласила меня сюда на работу. Я привезла с собой много кукол», — поделилась воспоминаниями руководитель.

В 2001 году было первое занятие. На него пригласили детей из Бехтеевской школы. Куклы настолько понравились ребятам, что у многих появилось огромное желание познать секреты театра.

Сейчас вместе с Борисовой работает Ольга Подлипалина. Борисова рассказала, что её напарнице тоже очень полюбились куклы, она помогала делать костюмы, участвовала в постановках. А когда в 2007 году театру присвоили звание образцового, Борисова стала режиссёром, а Подлипалина — заведующей постановочной частью.

Куклы бывают разные

Дети работают с различными видами кукол: марионетками, большими напольными куклами, средними рычаговыми куклами, куклами-масками. На первый взгляд ими управлять легко. Но только театралы знают, каких усилий стоит их «оживить». Кукольники должны так отрепетировать спектакль, чтобы совпадали каждое движение и каждая реплика.

В Бехтеевском центре культурного развития есть небольшое помещение, где артисты «Петрушки» показывают свои постановки юным зрителям. Идём на экскурсию. Здесь установлены декорации, за кулисами — необходимый реквизит.

«Это классический верховой театр кукол. Для него артисты используют перчаточных кукол. Они мои самые любимые, потому что ребёнка легко научить ими управлять. Ещё здесь есть тростевые: Петрушка, Баба-яга, царевна Суббота, Кикимора, Леший. Это своеобразный камерный театр. На спектаклях нам не нужны микрофоны, дети вживую играют. Спектакль „Петрушка-воин“ мы показывали, когда защищали звание образцового коллектива», — продолжила Борисова.

Для детей постарше

В 2008 году на базе старшей группы школьников создан театр малых форм «Кломадеус», задачей которого стала не только постановка кукольных спектаклей, но и миниатюрных драматических сценок из комедий русских и зарубежных писателей-классиков.

«Я давно заметила, что детям после седьмого класса уже становится неинтересно: ведь они же взрослые. Для них мы открыли драматический театр малых форм. Он назван так, потому что в своих постановках используем из произведения лишь какой‑нибудь отрывок, близкий нашему времени, который, как говорится, вечен. Дети играют Николая Островского, Николая Гоголя, Дениса Фонвизина», — прокомментировала руководитель театра.

Репетиции и костюмы

Постановка спектакля отнимает много сил и времени. Но при этом это очень увлекательное и интересное занятие. Сцена учит детей уверенности, артистизму, самоконтролю.

«Раньше я могла поставить номер и за два месяца, до этого, конечно, ещё пара месяцев уходила на изготовление кукол. Это было в Узбекистане. Сейчас нужно больше, потому что дети много времени проводят в школе», — продолжила она.

Костюмы для драматического театра малых форм, куклы-маски, шляпки — практически всё Борисова и Подлипалина изготавливают сами.

«Мы придумываем все украшения, разные наряды для спектак­лей. Из современных пиджаков делаем фраки, камзолы, из блузок — наряды разных эпох. Готовый костюм — это уже наша выдумка. Из ткани и обычного поролона получаются маски: цветные, красочные. Бехтеевские жители, школьные учителя приносили разные ткани, старую одежду, шубы, пальто, обувь. Для наших постановок годится всё», — рассказала Надежда Борисова.

Среди всего многообразия нарядов и кукол, сделанных своими руками, — одна имеет существенное отличие. Маска льва — профессиональная, её привёз зять Борисовой из Москвы. Она очень тяжёлая и жёсткая.

Всеобщее признание

Репертуар кукольного театра разнообразен. «Петрушка-воин», «Волшебная сметана», «Заколдованное яблоко», «Страна Хвастунья», «Алёнка и гусёнок», «Петрушкино царство, кукольное государство» — это лишь малая часть постановок, полюбившихся зрителям. За 18 лет своей деятельности образцовый театр кукол «Петрушка» участвовал в разных районных, межрегиональных, областных, международных фестивалях и конкурсах, завоёвывая там престижные награды.

«Сейчас Год театра. Недавно мы выступали в Белгородском государственном центре народного творчества на торжественном открытии творческого проекта „Театральные встречи“. Мы первые открывали цикл этих мероприятий. На наших постановках всегда много зрителей: и взрослых, и детей», — отметила собеседница.

В конце нашей беседы Надежда Борисова открыла небольшой секрет:

«А в будущем хотим поставить „Сказку про козла“ Самуила Маршака. Уже и декорации практически готовы».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×