Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:18, 04 декабря 2019
 1981

Судьба Жизели. Творчество и семейные узы связали Ольгу Спесивцеву и Корочу

Судьба Жизели. Творчество и семейные узы связали Ольгу Спесивцеву и КорочуФото: Архив Корочанского районного историко-краеведческого музея
  • Статья

Знаменитая балерина не только выступала в райцентре, но и навещала здесь свою родню.

Посвящённая танцовщице выставка «Лучшая Жизель ХХ века. Ольга Александровна Спесивцева» открылась в Корочанском районном историко-краеведческом музее 11 ноября. На ней представлены документы, фотографии и предметы, связанные с жизнью и деятельностью великой балерины. Судьба танцовщицы тесно связана с Корочей: здесь родился её отец и жила бабушка.

Обращена к солнцу

Знаменитая русская балерина Ольга Спесивцева родилась 18 июля 1895 года в Ростове-на-Дону. Она происходила из знатного дворянского рода Спесивцевых. Итальянский балетмейстер Энрико Чеккетти говорил про неё так: «В мире родилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Анной Павловой, другая — Ольгой Спесивцевой». При этом он добавлял: «Для меня Спесивцева — та сторона яблока, которая обращена к солнцу».

Судьба Жизели. Творчество и семейные узы связали Ольгу Спесивцеву и Корочу - Изображение Фото: Архив Корочанского районного историко-краеведческого музея

Устинья Марковна, мама будущей балерины, растила пятерых детей одна в связи с внезапной гибелью мужа. Троих мать вынуждена была отдать в детский приют при Доме ветеранов сцены в Петербурге. Среди них была и Ольга, ставшая примой-балериной с мировым именем. Благодаря своему таланту и природной пластичности, Ольга Спесивцева была принята в театральное училище. Её первым шагом к славе стало выступление в балете «Раймонда», состоявшееся в 1913 году.

На сцене женской гимназии в Короче

Через три года благодаря влиянию литературного и балетного критика-модерниста Акима Волынского Ольга Спесивцева приняла участие в гастролях в США с Русским балетом Сергея Дягилева. В 1917 году она возвратилась в Мариинский театр и стала там ведущей балериной. В том же году Ольга Спесивцева навестила в Короче свою бабушку и выступила на сцене женской гимназии, здание которой построил корочанский меценат Дмитрий Кромский

«Когда Ольга Александровна была в Короче в 1917 году, она выступала на сцене женской гимназии с концертным номером „Умирающий лебедь“. Вся сцена была усеяна живыми цветами. А по окончании номера в зале поднялся сплошной громовой шум от аплодисментов с восторженными криками зрителей „браво“, „браво“. По окончании концерта корочанская молодёжь с восторгом вынесла её на руках из зала с букетами живых цветов, а потом дружной и весёлой гурьбой проводила до самого дома её бабушки, где Ольга Александровна остановилась», — вспоминал корочанский краевед Михаил Решетников.

Мировая школа

С 1919 года Ольга Спесивцева начала занятия с Агриппиной Вагановой, известной артисткой кордебалета и преподавателем классического балетного танца. Методика преподавания Вагановой стала основой мировой балетной педагогики, а её ученики, в числе которых Спесивцева Ольга, обрели мировую известность.

Хрупкое здоровье Спесивцевой не выдерживает такой нагрузки. Открывшийся туберкулёз лёгких требовал лечения и отдыха. Только в мае 1921 года она возвратилась к работе, и тут же Сергей Дягилев приглашает её принять участие в лондонской постановке «Спящей красавицы». Вернувшись в Петроград, Спесивцева находилась в состоянии творческого взлёта.

Искусство чистейших форм

«Тело есть темница, в неё заключили душу» — эту фразу Гёте Ольга Спесивцева выписала в свою записную книжку, явственно прочувствовав, что именно в этом и заключается её задача балерины — при помощи танца освободить душу, дать ей простор и свободу. Танец становился для неё не профессией, а насущной потребностью. От спектакля к спектаклю её мастерство совершенствовалось — степень виртуозности Спесивцевой всё чаще сравнивали с виртуозностью Анны Павловой, находя в танце юной балерины неповторимые черты. Критики писали, что повеяло искусством чистейших форм танца, похожего на ритуал красоты.

Навсегда из России

Весной 1924 года, попросив отпуск для лечения в Италии, она вместе с матерью уезжает из России, и как оказалось, навсегда. Из Италии переезжает во Францию, где в 1924–1932 годах была ведущей приглашённой балериной парижской Гранд-опера. Она стала первой русской звездой в главном театре Франции. Затем гастролирует в Италии (1927), Аргентине (1932), Австралии (1934).

Поездка в Австралию стала для балерины настоящим испытанием: к напряжённой работе добавилась неспособность адаптироваться к незнакомому климату. Оставшаяся в Париже мать, не дождавшись возвращения дочери, уезжает в Россию.

Крутой поворот

Всё это отразилось на состоянии психического здоровья Ольги Спесивцевой. Последнее её выступление в Париже состоялось в 1939 году. В том же году она переехала в США. В 1943 году стали проявляться давно дававшие о себе знать симптомы психического заболевания.

Последующие 20 лет, а по некоторым данным 22 года, она провела в психиатрической больнице, но выздоровела. Из клиники её забрал бывший партнёр Антон Долин, который поместил Ольгу Спесивцеву в дом престарелых.

Одиночество

«Маленькая комнатка с почти спартанской обстановкой: кушетка, стол, шкаф и умывальник составляли всё её убранство. Наконец к нам вышла очень изящная, с классической, то есть гладкой балетной причёской женщина, с широко раскрытыми, возбуждёнными глазами. Она поздоровалась, расцеловала нас всех по очереди, сказала, что всё утро ужасно волновалась, когда узнала, что в гости к ней едут Уланова и Долин.

Она сказала, что неважно себя чувствует, потому что приближается Пасха, а Великий пост чрезвычайно ослабил её, и, когда мы преподнесли ей розы, она растрогалась и расплакалась безутешно, и мы невольно почувствовали себя так, словно совершили бестактность. Мы уехали полные жалости и сострадания к судьбе известной в своё время балерины. Дело было даже не в болезни, дело было в безысходности и одиночестве, которыми веяло от её пристанища и от всей её маленькой, сохранившей изящество фигурки», — такое воспоминание о встрече оставил Марис Лиепа, посетивший Ольгу Спесивцеву в США.

Наследие великой балерины

Умерла Ольга Спесивцева 16 сентября 1991 года на 96-м году жизни под Нью-Йорком. Ей посвящён документальный фильм «Божественная Жизель» (1997), в котором актриса Елена Соловей рассказывает о трагической судьбе великой русской балерины.

К судьбе Ольги Спесивцевой возвратились коллеги нынешнего поколения. Поставлен балет «Красная Жизель». Премьера состоялась 28 января 1997 года в Санкт-Петербургском театре балета. Постановщик Борис Эйфман так рассказал о рождении идеи его создания:

«Наш спектакль посвящён Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясён, узнав детали её жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить её судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход.

Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и её судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи примой-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда. Эмиграция принесла не только разочарования — как творческие, так и личные, но и наполнила её жизнь ещё большими трагедиями, что привело в конечном счёте к катастрофе. Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой — великой балерине с трагической судьбой».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×