Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:45, 18 марта 2020

Каюсь, грешен. Почему нужно признаваться в своих грехах перед Богом

Каюсь, грешен. Почему нужно признаваться в своих грехах перед БогомБлагочинный Корочанского округа Михаил УсатыйФото: Архив газеты «Ясный ключ»
  • Интервью

Благочинный Корочанского округа ответил на вопросы «Ясного ключа».

Важно не просто прийти к священнику на исповедь, но и изменить после этого своё отношение к миру и людям, начать жить с чистого листа. Так считает благочинный Корочанского округа, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей отец Михаил. Об этом он рассказал в интервью нашему журналисту.

Первые люди

 Отец Михаил, откуда берёт начало таинство исповеди и в чём его суть?

— Таинство исповеди иногда называют таинством покаяния. Если кратко, то это таинство, благодаря которому человек при видимом прощении от священника, читающего над ним разрешительную молитву, получает невидимое прощение своих грехов от Бога. А история возникновения связана с первыми людьми, Адамом и Евой. Сотворённые Богом, они, как известно, жили в раю, были чисты, ходили обнажёнными друг перед другом и не стыдились наготы. Первые люди не нуждались в покаянии, потому что не совершали грехов, потому что беседовали с Богом и почитали Его. А когда всё‑таки ослушались и произошёл акт грехопадения, Он призвал их принести Ему покаяние, но люди, к сожалению, не сделали так, поэтому были изгнаны из рая.

Давайте вспомним, что случилось после грехопадения. Повсюду наступили болезни, уныние и, самое главное, смерть, ранее неведомая людям. Вместо того чтобы уподобляться Богу, совершенствоваться и развиваться духовно, становиться добрее, терпимее, наши прародители избрали не тот путь: по внушению дьявола устремились наперекор Богу, а потом пришло осознание этой ошибки, то есть раскаяние. Потомки Адама и Евы вскоре почувствовали потребность признавать ошибки, проступки, злые умыслы — каяться, одним словом.

— И Бог прощал людей?

— А как же! Бог всегда прощает. Правда, в Ветхом Завете, до пришествия в мир Христа Спасителя, такого ярко выраженного покаяния, как в Новом Завете, не было. И заключалось оно в жертвоприношении. Во дворе Иерусалимского храма грешники под наблюдением священников забивали скот и таким образом очищались от своих грехов. А с пришествием в мир Христа Спасителя, когда мы начали отсчитывать эру от Рождества Христова, вступил в права новый период. Господь обратился к своим апостолам и ближайшим ученикам со словами: «Примите благодать Духа Святаго, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Он дал власть ученикам, чтобы те разошлись по миру с проповедями Евангелия, чтобы могли прощать или не прощать. Ученики Христовы передавали благодать другим последователям, те — прочим: такая церковная каноническая преемственность сохраняется до сих пор.

Поймите правильно — священник не может прощать или не прощать грехи людей своей властью. Эту власть даровал им Господь, священник — лишь свидетель покаяния, это тот, кто посвящён в таинство и имеет право его совершать. Сам человек собственными силами не способен принести Богу покаяние.

Настоящая вера в поступках

— Разве не будет достаточно того, если я, например, приду в храм и мысленно покаюсь Богу в грехах? Или сделаю это дома перед иконой. Я ведь искренен в своих помыслах.

— Сейчас очень модно веровать в душе. Нередко мы слышим от известных людей слова о том, что «я верую в душе, но в храм не хожу…» Батюшки на это отвечают: «Ну вы тогда и пищу принимайте в душе, и дела свои творите в душе!» Очень легко на огромную аудиторию рассказать о вере, а поступками показать обратное. Вера без дел мёртвая. Это же касается и покаяния.

Важно понимать: есть православные традиции, требующие получать прощение в грехах через разрешительную молитву у священника в церкви. Только ему дана власть простить вас. Конечно, в церковной практике были случаи, когда Бог слышал обращённые к нему слова раскаяния, произнесённые не в стенах храма. Имею в виду обстоятельства, угрожающие жизни человека, когда перед его глазами за секунды проносилась вся жизнь. И он вдруг вспоминал, кого и когда обидел, где был не прав или грубо ошибся. В подобные минуты слова «Прости меня, Господи» имели феноменальное значение. И Бог прощал. И Бог помогал. И Бог спасал.

— Отец Михаил, какие грехи не могут быть прощены?

— Таких в природе нет. Бог прощает все грехи без исключения. Но это вовсе не означает, что допустимо вести себя неразумно или некрасиво, заранее зная, что тебя обязательно простят. Например, человека одолевает какая‑то страсть. Скупость, скажем. Грешник осознанно приходит в храм и признаётся священнику в том, что скуп. Как помочь ему? Простить и отпустить на четыре стороны? Но есть большая вероятность того, что завтра, послезавтра человек вновь проявит ту же черту, поэтому священник имеет право наложить на него епитимью — духовное упражнение, которое даст грешнику силы для исправления. Вознагради чем‑нибудь нуждающихся, если ты скуп. Научись молчать, если любишь осуждать. Говорить правду, если есть привычка лгать. Священник в таких случаях рекомендует, на что грешнику нужно обратить внимание, чтобы стать лучше. Ведь покаяние — это изменение.

Это тебе за старания

— Страсти порой одолевают настолько, что противостоять им трудно. Как быть, если справиться с ними не хватает воли?

— Бывает, что человек, видя свою греховную природу, осознавая свои страсти, приходит в храм с искренним желанием избавиться от них. Просит Бога о помощи, работает над собой, однако не всё получается сразу или вовсе не получается. И тогда Господь награждает за старания. Самое страшное — равнодушие, нежелание что‑либо менять в жизни, но если человек прикладывает максимум усилий для исправления, Бог прощает. Кающийся должен понимать, что таинство исповеди — не автоматический процесс типа «пришёл, покаялся, ушёл». Человек обязан знать, ради чего он это делает.

Своя ноша тянет

— Кстати, ради чего? Почему важно каяться? Что это даёт человеку?

— Даже если вы неверующий или сомневающийся в вере, всё равно настанет момент, когда задумаетесь о том, как жили, что хорошего или плохого сделали, и наверняка вспомните немало поступков, за которые будет стыдно. Порой совершим что‑то неправильное, обидим кого‑то, а потом совесть, от которой не скроешься нигде, долго мучает. По учению церкви, совесть — голос Бога в человеке.

Тяжело нести на себе груз причинённых кому‑то страданий. Он, как снежный ком, с годами лишь накапливается и становится невыносимым. Сегодня, условно говоря, тащим мешок весом пять килограммов, завтра уже 10 давят, позже — все 20. В этом смысле таинство покаяния, словно лекарство, облегчающее ношу, дающее возможность начать жизнь с чистого листа. Есть, конечно, определённые условия — человек накануне должен примириться с ближними, веровать в Бога, иметь желание исправиться. Всегда призываю прихожан: думайте о том, как живёте, что делаете и говорите, анализируйте поступки. Плохо, если человек никогда не оглядывается назад. По церковным правилам человек ежедневно должен отчитываться перед собой и Богом за прожитый день.

Священник не судья

— К стыду своему скажу, что мысленно каялся сотни раз, а в церкви у священника на исповеди — никогда. Почему‑то непросто признаться в грехах другому человеку. Как перебороть страх?

— Многие люди стыдятся прийти в храм и рассказать священнику об одолеваемых страстях, совершённых поступках. Люди ошибочно думают, что, узнав их грехи, он начнёт укорять. Поверьте, это ложный стыд. Священник не судья, а свидетель покаяния, которое вы приносите только Богу. Старцы учат: если набрались наглости сотворить грехи, наберитесь смелости покаяться в них. И запомните: Бог простит лишь те грехи, которые вы назовёте. Любые. Те, о которых умолчали, останутся на вашей совести.

Грех — это то, что разлучает человека с Богом. Не бойтесь идти на исповедь, страх — вражеские происки, окутывающие колеблющегося человека. Как только начинаете сомневаться, враг сразу внушает лукавые мысли. А душа‑то хочет очиститься! Да и священник после того, как услышит ваши откровения и прочитает над вами разрешительную молитву, забудет о них сразу. Он никогда не возвращается к ним и не анализирует.

— Отец Михаил, вы каялись?

— Конечно! У нашей епархии есть духовник, который приезжает во все районы Белгородской области, в том числе Корочанский. И у священников есть грехи. Мы такие же люди, как остальные. Без греха только Бог.

Свобода выбора

— Значит ли это, что человеку изначально уготовано быть грешником? Неужели мы настолько слабы?

— Ни в коем случае! Человек сам выбирает свой путь. Что главное в христианстве? Свобода. Мы называем Бога всемогущим и тут же задаёмся вопросом: почему Он не может сделать так, чтобы все люди веровали и ходили в храмы? Может! А в чём же тогда свобода? Бог хочет, чтобы человек осознанно и добровольно, а не по принуждению сделал выбор в Его пользу. Такая же история с Адамом и Евой. Господь мог сотворить так, чтобы первые люди не совершили известный всем грех, но Он дал им свободу. И современному человеку Бог тоже дарует свободу выбора. Хочешь быть с Богом — будь с Ним. В этом и заключается сущность христианства.

Пока человек живёт и кается, он получает прощение, а после смерти такой возможности не будет. То, что прощено на земле, будет прощено и на небе. Сейчас идёт Великий пост — время, когда в очередной раз нужно оглянуться назад, вычеркнуть из жизни всё плохое и никогда к нему не возвращаться. Искренне желаю корочанцам, чтобы каждый из них обрёл дорогу к Богу. Придите в храм, откройтесь Ему, и Он простит вас. Простит и поможет.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×