Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:17, 26 июля 2020

Шагнуть в небо. О чём думают корочанские парашютисты на высоте 700 метров

Шагнуть в небо. О чём думают корочанские парашютисты на высоте 700 метровФото: belpressa.ru/Юрий Коренько
  • Статья

Руководитель парашютно-десантного клуба «Голубые береты» — о подготовке к прыжкам, страхе и следующим за ними бесконечном счастье.

Когда инструктор открывает дверь самолёта и приглашает парашютистов на выход с вещами, жизнь проносится перед глазами со скоростью летящего Ан-2. Но стоит только шагнуть в манящее поднебесье, и ты уже в центре Вселенной, а это тот ещё адреналин.

Первый пошёл!

Руководитель парашютно-десантного клуба «Голубые береты» при Корочанской школе ДОСААФ России Андрей Мелихов четвёртый год обучает курсантов военным наукам, воспитывая в них настоящие мужские качества. Что такое тяготы и лишения воинской службы, ребята узнают на занятиях по горной, инженерной, тактической, стрелковой подготовке, но самым романтичным и желанным уроком по‑прежнему остаётся прыжок с парашютом, который для любого мальчишки — на грани фантастики. Впрочем, желанными и романтичными, как выяснилось, они считают первые два-три прыжка, а потом приходит понимание того, что произошло на самом деле, и появляется страх: к четвёртой и последующим выброскам относятся, мягко говоря, без энтузиазма и юношеского максимализма.

«Первый прыжок обычно никто не помнит, — рассказал руководитель клуба, прыгавший с парашютом 13 раз. — Ты ещё ничего не знаешь о том, как всё пройдёт, что может помешать, летишь на адреналине. Он всегда протекает по условной схеме «Выпрыгнул — открылся парашют — сел», поэтому многие после приземления искренне удивляются: «И это всё?!» Столько времени, мол, потратили на подготовку ради одной минуты, так и не ощутив всех прелестей полёта. Прелести почувствуют позже, когда эйфорию сменит полное осознание процесса — в том числе возможных рисков».

Однако самое тяжёлое испытание, по словам Мелихова, преодолевает курсант, которому предстоит прыгать первому из десяти парашютистов, находящихся на борту. И его эмоциональное состояние легко представить. Когда ты стоишь перед открытой дверью в ожидании команды инструктора, глаза непроизвольно опускаются вниз, пронзая 700-метровое пространство под летящим самолётом. В такие мгновения не имеет никакого значения, что у тебя на спине парашют системы «Юниор», раскрывающийся автоматически примерно на третьей секунде свободного падения, что в твоём распоряжении есть запасной парашют — взглядом первопроходец упрямо сверлит землю, несмотря на просьбу инструктора смотреть прямо. Остальным проще. Стоящие плечом к плечу, они не успевают испугаться высоты, потому что инструктор будет выбрасывать их одного за другим сразу, как выпрыгнет первый.

Жёсткие требования

Чтобы прыгнуть с парашютом, необходимо соблюсти жёсткие требования — от взвешивания и медицинского осмотра до сдачи экзаменов накануне прыжка. Юные воспитанники «Голубых беретов» организованно приезжают в Белгород на базу областного авиационно-спортивного клуба, откуда после экзамена на подвесной системе отправляются на аэродром в посёлок Томаровка. Размещаются на ночёвку, а в 6:00 объявляется подъём: курсантов ждёт ещё один экзамен на трамплине и медосмотр.

Затем инструкторы АСК приступают к одеванию курсантов, крепят основные и запасные парашютные системы. С этой минуты никто не имеет права приближаться к парашютистам и прикасаться к ним. Разве что руководителю разрешают подойти и дать попить воду: всё‑таки непросто стоять на солнце в касках, берцах, с подвесной системой и запасным парашютом. Позже в самолёт запускается первая десятка: сначала заходит самый тяжёлый подросток, он же садится ближе к выходу, другие рассаживаются по мере уменьшения веса по левому и правому бортам.

«Самый тяжёлый и есть первопроходец на вылет. Скорость падения тяжёлого человека выше, поэтому, чтобы случайно не догнал в воздухе своих товарищей и не столкнулся с ними, он шагает в небо первым», — объяснил Мелихов.

Руководитель парашютно-десантного клуба «Голубые береты» Андрей Мелихов Руководитель парашютно-десантного клуба «Голубые береты» Андрей Мелихов / Фото: Владимир Писахов

Взлёт и падение

После взлёта и набора высоты инструктор выбрасывает из самолёта так называемую пристрелку — небольшой мешок с маленьким парашютом, чтобы определить направление ветра. Дело в том, что парашютист приземляется в условленном месте, причём воздушные потоки должны двигаться исключительно в спину, поэтому пилот, уходя на второй круг, учитывает этот фактор и выбирает нужный курс. Ну вот и всё — подготовка завершена в полном объёме и можно наконец подчинить себе необъятную Вселенную и показать ей, кто в небе главный. Потому что других вариантов в воздухе нет.

«Страх со временем никуда не уходит, потому что чем больше прыжков ты совершил, тем сильнее чувство опасности, — поделился курсант корочанского клуба Андрей Дубович. — Я прыгал 15 раз. Бывало, волнение зашкаливало накануне вечером, и до рассвета поспать так и не удавалось».

На вопрос, почему его по‑прежнему тянет в небо, юноша с улыбкой отвечает, что бешеный адреналин и невероятные ощущения, не сравнимые даже с быстрой ездой на мотоцикле. Свободное падение хоть и непродолжительно по времени, но променять его на что‑либо другое невозможно, уверен он. Правда, полюбоваться красотами, которые тебя окружают, получается редко. Важно, во‑первых, осмотреться и понять, где летят твои друзья, чтобы не сблизиться с ними, во‑вторых — изучить местность и приземлиться там, где положено.

Между небом и землёй

Способен ли курсант сопротивляться ветру в полёте? Безусловно. С помощью специальных упражнений парашютист может разворачиваться, скользить по воздуху вперёд или назад. Главное — не заигрываться на подобных виражах и приближаться к земле в одном направлении с ветром. Внизу — помощники в виде специального конуса, показывающего, куда дует ветер, и инструктор с микрофоном в руках.

«Второй и третий — разошлись! Пятый, развернись налево! Первый, гаси купол!» — руководил приземлением опытный сотрудник АСК.

Восторг, сменивший страх, ощущение невесомости и безграничного счастья, сдача парашюта на укладку, подготовка к десантированию следующей десятки, волнение, пересохшее горло, желание вернуться домой или потерять сознание прямо сейчас, экзамен на трамплине, врач, посадка в самолёт, рёв двигателей, взлёт, дурное предчувствие, страх, открытая дверь, инструктор, первый пошёл, свободное падение, раскрытый купол — мама, я лечу! Между небом и землёй нет ничего важнее жизни — насыщенной, полноценной, интригующей, корочанские мальчишки поднимаются вверх именно за ней.

Курсант корочанского клуба Андрей Дубович на тренировке Курсант корочанского клуба Андрей Дубович на тренировке / Фото: Владимир Писахов

Тринадцатый прыжок

Андрей Мелихов первый раз оказался под куполом парашюта не по своей воле. Он окончил Ленинградскую академию гражданской авиации, работал штурманом в «Аэрофлоте». В 1983 году из‑за событий в Афганистане несколько тысяч сотрудников компании призвали в армию для пополнения рядов Вооружённых сил.

«Чтобы получить допуск к полётам, нужно было совершить два прыжка и два учебных катапультирования. Мне понравилось. И я с удовольствием прыгал до тех пор, пока однажды не обжёгся», — рассказал парашютист.

Впервые он решил сделать это зимой. Надеясь на мягкую посадку благодаря снегу, Мелихов не знал, что снег в итоге всё испортит. После благополучного приземления скользкие перчатки не позволяли погасить купол, и парашютиста, подталкиваемого ветром, потащило по льду. Пытался затормозить ногами — безрезультатно. Сорвал зубами влажные перчатки и начал опять гасить руками — тщетно. С трудом остановился. Фельдшер скорой помощи, прибывшей на место ЧП, позже поднёс Андрею зеркало — лицо и руки были ободранными. Вот так 13-й прыжок стал последним.

Скоро в бой

В парашютно-десантном клубе есть всё для освоения поднебесья. Администрация Корочанского района ежегодно перечисляет «Голубым беретам» деньги для прыжков. Благодаря главе администрации Николаю Нестерову у воспитанников Мелихова есть комплекты полевой и парадной формы, учебное стрелковое оружие. Недавно, например, Андрей Мелихов получил автомат АК-12, который только поступает на вооружение в Российскую армию и снайперскую винтовку Драгунова. Скоро в распоряжении юных десантников будет и складной укороченный автомат Калашникова. Приятно, что клуб, основанный нашим земляком Юрием Фёдоровичем Тереховым, достойно продолжает традиции военно-патриотического воспитания молодёжи.

Скоро опять в бой. В августе юные корочанцы отправятся на пятидневные военно-полевые сборы, традиционно проходящие в Шебекинском районе. Более 300 человек из всех парашютных клубов Белгородской области собираются вместе для того, чтобы стать сильнее, выносливее. И поделиться личными успехами и новым опытом. На второй день, как всегда, объявят учебную тревогу и прикажут с полной выкладкой совершить 15-километровый марш-бросок с переходом на аэродром. А потом прыжки: небо, полное приключений и опасностей, но такое завораживающее и притягивающее, бессонные ночи, строгий инструктор, адреналин и абсолютная свобода, ради которой так хочется жить.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×