Проверки мест массового отдыха людей были проведены во всех регионах страны. Причиной их стала трагедия в Кемерове, где в конце марта в торговом центре «Зимняя вишня» во время пожара погибли 64 человека.
Рабочий день замглавы администрации Корочанского района – секретаря совета безопасности Андрея Манохина начинается в 7 утра, и с этого времени телефоны в его кабинете звонят, почти не переставая. Пока беседовали, он успел распорядиться, чтобы одному из жителей Корочи, у которого затопило подвал талыми водами, помогли с помощью помпы его осушить.
Приоритетные для проверки на пожарную безопасность – социальные объекты и места массового скопления людей: школы, детские сады, дома творчества, а также, культурные и торговые центры.
«Мы уже проверили почти треть таких объектов в нашем районе. В 20 % случаев выявили небольшие нарушения, — констатирует Андрей Манохин. — В основном это просроченные огнетушители. Через месяц, примерно, полностью закончим проверку всех объектов. Создана специальная комиссия, в которую входят сотрудники МЧС, представители прокуратуры, совета безопасности и Росгвардии. Мы даже себя проверяли и выявили кое‑какие нарушения», — признался он.
Самое главное — это выстроить систему безопасности, которая исключит любые сбои.
«Мы добиваемся того, чтобы ответственный за противопожарную безопасность какого‑либо объекта не в авральном порядке, перед приходом комиссии, устранял те или иные недостатки, а следил за вверенным ему хозяйством ежедневно, — подчеркнул Андрей Манохин. — Если же учреждение не в состоянии самостоятельно устранить нарушения, то ему окажет помощь районная администрация. Поэтому‑то мы жёстко требуем не утаивать от нас проблемы. Иначе всё это может закончиться трагедией, свидетелями которой, к сожалению, стала вся страна».
Большой монитор висит над входной дверью в кабинете секретаря совета безопасности. На нём в реальном времени можно наблюдать за происходящим на улицах Корочи.
«Это наша система «Безопасный город», — пояснил Андрей Манохин. — Камеры расставлены на самых оживлённых участках райцентра, и я оперативно слежу за ситуацией. Это своеобразный штаб по чрезвычайным ситуациям, на который завязаны все службы, призванные прийти на помощь людям. Кроме того, у нас есть комиссия по чрезвычайным ситуациям, которую возглавляет глава администрации района Николай Нестеров».
Зазвонил телефон.
«Супруга сообщила, что у нас в доме цокольный этаж затопило, — после разговора по телефону говорит секретарь районного совбеза. — Но разбираться с этим буду после работы. Надо сначала людям помочь».
В селе Погореловке есть пожарная часть с тремя специальными автомобилями. Кроме того, в Корочанском районе созданы три добровольные пожарные команды.
«В каждой из команд по четыре огнеборца и спецавтомобиль. Они круглосуточно дежурят в сёлах Мелихово, Плотавец и Бехтеевке. В случае пожара каждая команда оперативно выдвинется в отведённые им сельские поселения района. А в помощь им в каждом сельском поселении из местных жителей созданы добровольные пожарные дружины. В их распоряжении трактор, водяная помпа, прицеп с бочкой на три кубометра воды и ранцевые огнетушители», — рассказывает замглавы.
Социальные объекты едем инспектировать вместе с начальником отдела безопасности, ГО и ЧС администрации Корочанского района Сергеем Безгодковым.
«Нарушения, как правило, незначительные, — рассказывает служащий по дороге. — Захламлён, к примеру, пожарный выход или огнетушитель лежит в недоступном месте. Такие недостатки можно устранить в считанные минуты».
Проблема, по словам Безгодкова в другом: люди расслабились.
«Раньше ведь как было? Выпадет снег, мужики выходили с лопатами и чистили подъезды к своим домам. А нынче ленятся. Чуть что — звонят в службу 112: нас вот, например, затопило… А спасатели реагируют на все вызовы. Приезжаем, а там ручеёк талой воды упёрся в наледь и образовалась лужа. А рядом стоят мужики и спокойно курят, наблюдая за всем этим. Нет чтобы взять лом и пробить дорогу воде. Дела‑то на пять минут. Но — зовут спасателей. Я, конечно, понимаю, что это наша работа, но иногда и совесть надо иметь. А не дай Бог, если в то время, когда группа спасателей «борется» с ручьём у чьего‑то двора, на пульт МЧС поступит сообщение о реальной трагедии? — сокрушается Сергей Безгодков. – А скоро ещё одна напасть прибавится — палы сухой травы. В общем, из огня да в полымя…».
Подъехали к детскому садику «Теремок» в Погореловке. Село это практически слилось с Корочей. Формально разделяют два населённых пункта лишь таблички с названиями.
Сад оправдывает своё название: отделанный ярко-жёлтым сайдингом дом с двумя флигелями и внутренним двориком. В нём детишки с воспитательницей, радуясь тёплому весеннему солнышку, водили хоровод.
«Здравствуйте!» — добродушной улыбкой встретила нас на крыльце одного из флигелей заведующая Наталья Виноходова.
Объясняем цель нашего приезда и просим показать, как в детском саду обстоят дела с противопожарной безопасностью.
«У нас всё в порядке», — уверена Виноходова.
На днях она провела со всеми работниками инструктаж о технике противопожарной безопасности.
«Мы моделировали различные чрезвычайные ситуации и действия в случае ЧП. А в ближайшее время планируем провести учебную эвакуацию детишек. Хотим, так сказать, закрепить теорию на практике», — сообщила заведующая.
Дело в том, что однажды, когда меняли аккумулятор на речевом оповещателе и проверяли его работоспособность, дети испугались сирены и электронного голоса пожарной тревоги.
«Мы хотим приучить ребят не бояться таких звуков, не теряться и следовать всем указаниям воспитателей, — рассказывает Наталья Виноходова. — То есть, спокойно пройти к пожарным выходам и выбежать на улицу».
В здании детского садика три эвакуационных выхода. В двери одного из них торчал ключ.
«Но по правилам такие выходы не должны быть заперты», — заметил я.
Тут же услышал её ответ.
«Замки закрыты на один оборот, и ключи в них находятся всегда, — заметила заведующая. — Двери эти двустворчатые. Стоит отодвинуть защёлку на одной из них, и она распахнётся, даже если в суматохе не сможем открыть замок ключом».
Я попробовал. Дверные створки распахнулись без усилий, и коридор наполнился громким детским смехом и весенним солнцем.
«Охранно-пожарная сигнализация и семь камер наблюдения тоже в порядке, — говорит Наталья Юрьевна. — А ещё мы повесили люминесцентные планы эвакуации. Чтобы и в темноте видны были. Для нас безопасность детей превыше всего».
Средняя школа в селе Поповка. Здесь учатся 176 ребятишек.
«На вахте есть пульт пожарной охраны, который напрямую подключён к единой диспетчерской системе 112, — ведёт нас по школе её директор Юлия Горбатенко. – А по периметру школы, установлены десять видеокамер, которые в режиме реального времени передают картинку на монитор. Мы видим всё, что происходит на территории школы».
Директор школы показала три эвакуационных выхода, которые находятся на первом этаже:
«Раз в месяц, за пять минут до окончания второго урока, мы проводим тренировки по эвакуации наших учеников. Запасные выходы есть также в столовой и спортзале. А перед началом каждого учебного года мы замеряем сопротивление в проводке. Гидранты у нас новые, их по два на каждом этаже, есть огнетушители. Недавно специалисты ВДПО проверили в школе всю систему охранно-пожарной сигнализации и оповещения. У них претензий не было», — рассказывает она.
В Поповской школе есть отряд юных пожарников. 15 старшеклассников регулярно и в доступной форме рассказывают младшим ребятам о том, как надо вести себя во время пожара не только в школе, но и на улице.
«Такие занятия мы регулярно проводим и с родителями наших воспитанников», — подвела итог беседы Юлия Горбатенко.