Единый госэкзамен по русскому языку сдают выпускники школ по всей России сегодня, 6 июня. Чаще всего школьники испытывают трудности с подбором аргументов в сочинении. Анна Чайникова на портале «ГодЛитературы.РФ» предлагает рассмотреть некоторые наиболее часто встречающиеся в текстах ЕГЭ проблемы и подобрать произведения, на примере которых будет легко раскрыть тему и написать хорошее сочинение.
Поэтическое слово способно пробудить в человеке самые яркие эмоции и чувства — печаль, восторг, умиротворение. Искусство действует на человека очищающе, помогает излечить душевные раны, найти силы, вселяет уверенность и желание бороться за жизнь.
С помощью книги человек познаёт мир. Это знания, передающиеся из поколения в поколение. Не понять человека, если не читать книг, которые о нём написаны. Максим Горький называл книгу «Новым заветом, написанным человеком о самом себе, о существе самом сложном, что ни есть на свете».
Если отказаться от книг и чтения — связи между людьми прервутся и человечество застопорится в своём развитии. Книги воспитывают в людях нравственность, помогают формировать личность. Только благодарякнигам можно вырастить гуманного человека. В романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери описывает мир, в котором книги были запрещены. Изображая общество, в котором нет места чтению, Брэдбери говорит об утрате собственного «я», о превращении людей в безликую толпу, которой легко управлять.
Книги оказывают огромное влияние на взгляды человека, дают такую модель поведения, которой он будет придерживаться в течение жизни. Именно так, «жить по книге» начинает герой романа Сервантеса «Дон Кихот», всей душой полюбивший рыцарские романы. Он представляет себя рыцарем и совершает подвиги ради своей Прекрасной Дамы — Дульсинеи Тобосской: борется с великанами, даёт свободу каторжникам, спасает принцессу, сражается за права угнетённых.
Героиня романа «Евгений Онегин» Татьяна Ларина и Софья Фамусова из комедии «Горе от ума» узнают о жизни и взаимоотношениях с мужчинами из французских сентиментальных романов. Татьяна пишет письмо о любви Онегину, да и своему возлюбленному она отводит совершенно книжную роль: он либо «ангел-хранитель», либо «коварный искуситель». Софья видит Молчалина сквозь призму сентиментальности. Девушка выбирает его потому, что он полностью соответствует книжному идеалу. В язвительном Чацком нет той доброты и нежности (хоть и напускной), которая присуща Молчалину, поэтому он не привлекает её.
Фамусов переживает из‑за огромной любви дочери к книгам, ведь он полагает, что они не несут пользы («Ученье — вот чума, учёность — вот причина, / Что нынче пуще, чем когда, / Безумных развелось людей, и дел, и мнений…» и «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь»).
Умберто Эко в романе «Имя розы» пишет об опасности, которую может заключать книга. Но заметим, что книга никогда не будет опасна в руках неумного читателя. Однако, и пользы не принесёт. Так лакей Чичикова Петрушка в произведении Николая Гоголя всё читал с одинаковым вниманием.
«Ему нравилось не то, о чём читал он, но больше самоё чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот‑де из букв вечно выходит какое‑нибудь слово, которое иной раз чёрт знает что и значит».
Такому читателю книга не способна ни помочь, ни навредить, поскольку чтение — это не только удовольствие, но и душевная и интеллектуальная работа.
Книга способна подарить знания и доставить удовольствие чуткому и внимательному читателю. Она помогает сформировать представление о мире, показывает его красоту, учит мечтать и даёт силы идти к своей мечте. Мы видим, как это случается с Алёшей Пешковым, героем трилогии Максима Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты». Мальчик, отправленный «в люди», живёт «в тумане отупляющей тоски» среди простого рабочего люда. Жизнь представляется ребёнку тоскливой и беспросветной. Но как меняется Алёша, когда к нему в руки попадает книга! Она открывает ему прекрасный новый мир, показывает, что можно жить иначе:
«Они [книги] показывали мне иную жизнь — жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги и преступления, они живут где‑то в стороне от всего, о чём пишут книги, и трудно понять — что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью… Это мне ясно — не хочу…».
С этого момента мальчик всеми силами пытается выбраться из того омута, в который попал, а книга становится его спутницей.
Максим Горький в рассказе «О беспокойной книге» пишет, что главная задача книги — не в том, чтобы развлекать читателя. Хорошая книга тревожит, лишает сна, «сеет иглы на… постель», заставляя задуматься над смыслом жизни, побуждая разобраться в себе.