На пороге управления соцзащиты немолодой мужчина интересуется у посетителей, знают ли они, куда идти. В случае необходимости готов помочь и подсказать, в каком из кабинетов находится нужный специалист. Не заметить его невозможно, и контакт обязательно состоится при приближении к зданию.
Здесь и произошла моя встреча с Еленой Бесединой. Девушка работает с пожилыми и инвалидами в своём родном селе Бубново. Открою небольшой секрет, если скажу, что Лена — один из самых молодых сотрудников. Тем не менее коллеги по цеху охарактеризовали её как ответственную и трудолюбивую. С объёмом возложенных на неё обязанностей она справляется на отлично.
«После того как закончила вуз, была некоторое время продавцом-консультантом. Но всегда хотела работать по профилю, образование у меня связано с социальной сферой. Несмотря на то, что сейчас я простой специалист, получаю только удовольствие от своей работы и нисколько не жалею, что выбрала такой путь», — рассказала Елена о начале своего трудового пути.
В общении с ней легко, о многих вещах она говорит открыто и искренне.
— Мы можем поговорить с кем‑то из ваших подопечных? — интересуюсь я.
— Да, сейчас позвоню. Узнаю, удобно ли будет, — говорит мне девушка и исчезает, чтобы через несколько минут сообщить, что нас уже ждут в Бубново. Елена родилась и выросла там. Родители тоже местные.
Пока едем туда из Корочи, успеваем немного пообщаться.
«Вообще, по профилю я должна работать с детьми. Хотя меня полностью устраивает то, чем я занимаюсь», — поделилась Беседина.
Она признаётся, что без сомнений перед тем, как стать соцработником, не обошлось. «Как молодая девушка может справиться? Как будут воспринимать? Как будут относиться?» — только и крутилось тогда в голове у Елены. Но ожиданиям не суждено было сбыться.
«Чувствую, что ко мне очень хорошо относятся. Кое‑что я узнаю от моих подопечных, чему‑то учусь у них. В коллективе соцзащиты трудятся очень добрые и отзывчивые люди. Всегда спросят: «Как дела? Что новенького?» Про каждого своего клиента расскажут. Думаю, в нашей работе важнее всего постоянное человеческое общение, интерес друг к другу», — поделилась Елена впечатлениями о своей работе.
Сразу же ловлю себя на мысли, что, пожалуй, в этом и скрыт настоящий профессионализм и отражается сложная специфика деятельности органов социальной защиты. Без тонкого понимания сложности человеческих взаимоотношений, дипломатии и этикета, внимания к чужим проблемам сложно найти себя в таком коллективе.
— А как приняли коллеги? — спрашиваю я.
— Заметила, когда только пришла и никого не знала, меня зато знали все. Я новенькая, но коллектив приветливый, дружелюбный. Все интересовались: «Как твои бабушки? Как твои дедушки? Как тебя приняли?» Наверное, поэтому не испытывала никакого дискомфорта, когда приступила.
— С кем удалось наладить контакт? Кто тебе помогает?
— Светлана Новикова, (заведующая отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. — Прим. авт.) всегда подскажет, если у меня возникают трудности и вопросы. Близко общаюсь с Ольгой Вяльцевой и её дочерью из Яблоново. Когда осваивала профессию — не сразу всё получалось, но мне помогли мои коллеги, всё рассказали и про субсидии, и про то, что в первую очередь необходимо знать соцработнику, — ответила мне Елена.
«За год сама немного изменилась. Стала взрослее, мудрее, появились чувства уверенности и ответственности. Переживаю за людей. От Татьяны Ивановны не ухожу, пока давление не померяем. Если в норме — со спокойной душой оставляю её. Нет — тогда таблетку и до следующей встречи мысли только о том, как она без меня справляется», — поделилась Беседина.
По дороге Елена рассказывает о подопечных пожилых мужчинах. Не сразу понял, что один из них уже ушёл из жизни. О нём моя собеседница вспоминала как о всё ещё живом человеке.
«Виктор Васильевич подбадривал меня, всегда шутил, просил найти ему невесту. И в один день он заболел. Простыл. Я послушала его. Внутри — хрипы. Два дня — и умер. До сих пор не могу поверить в это. Он всегда был такой бодрый и доброжелательный… Приглашал меня на чай…»
И тут Елена не заканчивает предложение. В зеркало заднего вида я наблюдаю, как в глазах появился лёгкий блеск.
«В селе всего один магазин. Тем, у кого есть мобильные телефоны и кто умеет ими пользоваться, звоню, они делают заказ, просят купить им продукты. У кого телефона нет — прихожу, — вместе составляем список», — продолжила описывать свои будни Елена Беседина.
Татьяна Ивановна Кладиёва тепло отзывается о социальном работнике.
«Помогает оплатить квитанции за газ и электричество. А когда мне становится плохо, тут же звоню ей», — рассказала пожилая женщина о Елене.
Часто Елена помогает по хозяйству Татьяне Ивановне. Приносит продукты, поддерживает разговор с женщиной. Когда они говорят между собой, и мысли не возникает, что они, по сути, чужие друг другу люди, разного возраста и образа жизни. Скорее наоборот, их близость трудно скрыть. Для Татьяны Ивановны и Елены в этом общении кроется смысл, который каждая из них по‑своему понимает, но обе очень ценят.