Началась эта история с того, что жительница Корочи Валентина Патруева решила продать свой дом. Но, начав оформлять документы, обнаружила неприятный сюрприз: в её доме уже много лет прописаны пятеро соседей…
«Прошу вас о помощи! Одна надежда на вас осталась! Сил моих больше нету!», — обратилась к нам пожилая женщина с палочкой.
Валентине Степановне Патруевой 71 год. Больше полувека она прожила в Короче. В 1976 году вместе с мужем построили дом на улице с красивым названием Красная Площадь, вырастили двоих детей.
«Тяжело в последнее время мне стало содержать его. Мужа и дочку похоронила, а строили на всех. И получается, что в месяц теперь я плачу за него половину пенсии. Хотела дом продать и купить однокомнатную квартиру, чтобы век скоротать и не быть обузой для сына. Но не судьба, видимо», — рассказала Валентина Степановна.
А проблемы, о которых Патруева мне рассказала, начались у неё в апреле 2017 года.
«Я пошла в городскую администрацию Корочи, чтобы получить справку для оформления дотации. А мне и говорят: что же ты, бабуля, у государства помощи требуешь, когда в доме твоём прописаны, кроме тебя, ещё пять человек? Для меня это стало шоком!», — поделилась корочанка.
Принесла Валентина Патруева чиновникам домовую книгу, в которой до сих пор зарегистрированы она и трое членов её семьи.
«Рука не поднимается доченьку свою покойную выписать и мужа. А чиновники ответили, что у них в архивных документах, кроме нас, прописаны некто Афанасьевы. Да ещё и впятером», — рассказала Патруева.
Афанасьевы оказались соседями Валентины Степановны. Живут в своём доме из силикатного кирпича. И разъединяет бабушку Патруеву и семейство Афанасьевых лишь видавший виды забор.
«Не знаю, каким образом соседи смогли прописаться в моём доме. Да и зачем им это было надо?» – удивилась Валентина Степановна.
Патруева написала заявление в городскую администрацию с просьбой помочь ей избавиться от прописанных в её доме чужих людей и обратилась в прокуратуру района.
«В мае из прокуратуры прислали ответ, что материалы проверки направлены в ОМВД России по Корочанскому району для принятия решения», – продолжила Валентина Степановна.
В июне из полиции Валентине Степановне пришло письмо о том, что материалы передали в администрацию города Корочи для перерегистрации незваных жильцов по месту их фактического проживания. И всё бы хорошо, но у «подселившейся» семьи, как выяснилось, не было документов о праве собственности на дом, в котором они проживают много лет…
«Мне надоели все эти перипетии, и я подала иск в суд», — рассказала Валентина Степановна.
Суд пришёл к выводу, что доводы и доказательства Валентины Патруевой верны, и встал на её сторону.
Узнав о судебном иске, трое из Афанасьевых быстренько поменяли регистрацию. А вот старшие – Николай и Мария – на момент нашего визита в Корочу продолжали числиться в доме соседки. Видимо, для них решение суда, вступившее в силу ещё в августе, определяющим фактором не стало.
Пообщавшись с Валентиной Степановной, я решил поговорить со спорными соседями. Выяснить, наконец, что же мешает им жить в мире и согласии с их соседкой.
— Что вы от меня хотите? – спросил вышедший из‑за железной калитки мужчина.
— Вы Николай Афанасьев? – поинтересовался я.
— Да. В чём дело?
— Вы в курсе, что незаконно зарегистрированы в доме Валентины Степановны – вашей соседки?
— Да знаю! – повысил голос Афанасьев. – Хотите, сегодня же пойду в администрацию и выпишусь. А нет, так и завтра. И вообще, не ходите ко мне больше. Я ни в чём не виноват!
Когда я рассказал старшему сыну Валентины Патруевой Юрию о своём разговоре с их соседом, он лишь усмехнулся:
«Не верьте ни единому его слову. Сколько раз Николай божился поменять регистрацию, но воз и ныне там. И вообще, возникает вопрос: как почти 30 лет назад чужие люди смогли прописаться в доме, который им никогда не принадлежал?..»
Недели через три я снова наведался по делам в Корочу и попутно поинтересовался, изменилось ли что‑нибудь в истории дома с сюрпризом.
«Мы провели анализ всех обращений, которые поступали в администрацию района с 2014 года, и могу с уверенностью сказать, что к нам Валентина Патруева не обращалась. Однако она обращалась в администрацию Корочи. Валентину Степановну приглашали в администрацию городского поселения, чтобы в полной мере уточнить ситуацию, сложившуюся с её домовладением. А именно – с регистрацией в доме посторонних лиц. После решения суда необходимые документы были направлены в паспортный стол, и двое нежелательных для Валентины Степановны соседей были сняты с регистрационного учёта. Администрация городского поселения уведомила Патруеву о том, что незаконно зарегистрированные в её доме граждане выписаны», – пояснила заместитель главы администрации Корочанского района – руководитель аппарата районной администрации Лариса Дмитриевна Прокущенко.
Конфликт исчерпан.