69-летний Николай Верзунов отдал воспитанию детей 40 лет, на пенсию вышел в 2010 году. Как живётся теперь заслуженному учителю России? За ответом мы поехали в Алексеевку.
В это село с трассы ведут две дороги — старая и новая, как называют их местные жители. Я заехал по старой. Мимо церкви Успения Пресвятой Богородицы и базарной площади добрался до Кутка — так называется улица, где стоит дом Николая Ивановича.
— Как вы меня нашли? — интересуется Верзунов. — А то жена разволновалась, спрашивает, не мошенник ли приехал.
— Да вот люди подсказали, где вы живёте. Уважают вас в селе.
Николай Иванович смутился.
— Да кто я такой? Простой пенсионер, вряд ли интересен для газеты.
40 лет работы в школе. Сотни учеников, которым он передал знания и научил добру. Звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Разве такой опыт бывшего учителя не заслуживает общественного уважения? Впрочем, бывших учителей не бывает. Вот и сейчас Верзунов, вспоминая события из жизни, говорит просто и чётко, как будто объясняет ученику новую тему урока.
В 1961 году Николай остался без родителей. Семья была многодетной: его с сестрой отдали в школу-интернат, а остальных четверых детей усыновили.
— Почему же вас не взяли?
— У нас осталась бабушка, которая навещала меня в интернате, — рассказал Николай Иванович. — Знаете, там было неплохо: я был одет и обут, кормили тоже хорошо. В старших классах был старостой и помогал воспитателям с малышами. Читал им книги, решал задачки, спать укладывал. Тогда, наверное, и полюбил профессию учителя.
В 1966 году Николай поступил в Валуйское педагогическое училище, чтобы стать учителем начальных классов. И после выпуска по распределению стал работать в Красностепнянской восьмилетней школе.
«Даже заведующим меня назначили — так тогда называлась должность директора школы. А через год призвали в армию. Служил метеорологом в Саратовской области, давал погоду нашим лётчикам», — поделился собеседник.
После службы Верзунов вернулся в родную школу. Он рассказал, что зарплата по тем временам была небольшая — всего 75 рублей. Но за съёмный угол, дрова и уголь для отопления сельсовет доплачивал. А в 1976-м школу закрыли по причине малокомплектности, и Верзунов ушёл к школьникам в село Проходное Корочанского района, в продлённую группу.
Работать в продлёнке молодому учителю не нравилось, и он попросился в школу села Заячье — вести младшие классы.
— Так в Заячьем до пенсии и остался. Вспоминаю своих учеников — и слёзы на глазах.
— Хотелось бы вернуться?
— Возраст уже не тот. А ребята меня вспоминают, иногда в гости приходят. Это приятно. Значит, не зря столько лет отдал подрастающему поколению.
— Можете сравнить учеников прежних лет и тех, которых вам довелось воспитывать уже в двухтысячных?
— Раньше дети шли в школу за знаниями. Я видел, что они хотели учиться, и сам делал всё, чтобы интересно подать новый материал. А в девяностые и двухтысячные многие приходили в класс, лишь бы отсидеть урок. Тяги к учёбе у них не было. И я, если честно, стал остывать к своей профессии. Зачем не спать ночами, готовясь к урокам, если утром видишь равнодушные глаза?..
Николай Иванович задумался. Было заметно, что он переживает.
— Не обращайте внимания, — махнул рукой. — Я не жалею о прожитых годах.
— По школе скучаете?
— Первое время, конечно, скучал — по ученикам, коллегам… Ходил на разные мероприятия. Теперь всё реже приглашают. Время идёт, забывают.
Свой дом на улице Куток Верзунов построил сам. Вернее, разобрал родительский в селе Городище, перевёз в Алексеевку и здесь смонтировал наново.
«В 1977 году, как только женился, купил старенькую хатку. Два года в ней жили. Потом перевёз родительский дубовый дом. Обложил кирпичом, а из прежнего сделал летнюю кухню. Пока был молод, держал большое хозяйство. Корова была, куры, гуси, пара свиней. Теперь только огород, да и на него уже сил не хватает», — поделился учитель.
Пенсия у Николая Ивановича 15 700 рублей. Ещё 850 рублей он получает как ветеран труда. Большую часть этих денег приходится тратить на лекарства.
Тем не менее Верзунов не унывает. Он и на пенсии приносит пользу людям — председательствует в первичной ветеранской организации и по мере сил помогает односельчанам по хозяйству.
«Я как волонтёр: кому дерево спилить, кому траву покосить или убрать. Попросят — не отказываю. А если сам не в силах, то прошу помощи в сельской администрации. Ещё я певчий в церкви села Плоское, а в последнее время читаю псалтырь по усопшим», — продолжил он.
Николай Иванович много читает — сказывается учительская привычка к постоянному пополнению знаний. Сейчас это в основном книги по истории. Особенно нравятся о Великой Отечественной войне.
«За душу берёт», — сказал Верзунов.