Даже ближайшим родственникам удаётся увидеть главу семейства Костюковых Александра и его сыновей Евгения и Андрея вместе крайне редко. Дело в том, что они работают водителями большегрузов в компании «Корочанский автомобилист» и практически всегда в рейсах. География их поездок обширная: весь Центральный федеральный округ, Санкт-Петербург, Краснодар и Ростов-на-Дону, Екатеринбург и другие города.
«Бывает, по два-три месяца не видимся, потому что у каждого свой маршрут, сроки доставки продукции. Приходится больше по телефону общаться», — рассказали Костюковы.
Александр признался, что стал водителем, как и отец. Он тоже всю жизнь провёл за баранкой.
«По его стопам, так сказать, пошёл. Начинал здесь работать, когда автотранспортное предприятие только образовалось, потом перешёл в СМУ», — вспоминает Костюков-старший.
Работать приходилось и на ЗИЛах, и на КамАЗах. А в 2012 году устроился в «Корочанский автомобилист» и освоил уже здесь иностранную технику. Первыми тогда на предприятие пришли тягачи американского производства, которые в шофёрском обиходе именовались фредами и интерами.
Костюков может управлять любым автомобилем. В его водительском удостоверении не открыта разве что категория для управления пассажирским автотранспортом. За весь водительский стаж он не допустил аварийных ситуаций, что говорит о высоком мастерстве и профессионализме. Он проехал сотни тысяч километров, был на Урале и несколько раз пересекал полярный круг.
«Когда работал на фабрике, ездил в Мурманск. Интересная история там произошла. Привезли я, Александр Гоков и Сергей Корчагин туда 50 тонн сахара. Думали, разгрузимся и поедем домой. А в итоге больше месяца простояли, пока решались организационные вопросы. Уладив все проблемы, двинулись в обратный путь. На моём КамАЗе застучал двигатель, пришлось оставить машину на стоянке и ехать домой за новым мотором. Привезли всё необходимое, оперативно отремонтировали и вернулись в Корочу. Чинить машину пришлось на морозе, градусов 30 тогда было», — поделился Александр.
Костюков хорошо помнит все периоды своей работы — каждый рейс чем‑то отличен от предыдущего. И даже сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, он уже не представляет себя без вьющихся серою лентой дорог.
Сын Александра Евгений устроился в «Корочанский автомобилист» первым из семьи Костюковых. Наработав хороший водительский стаж с отцом на птицефабрике, а потом и в Москве, он пересел на большегруз.
Евгений считает, что работать водителем дано не каждому. Это должно быть призвание. С вверенным ему автомобилем за годы работы он уже стал на «ты».
«Нужно по‑доброму к технике относиться, тогда и она не подведёт. Слежу за порядком в салоне, чтобы было чисто и уютно. Ведь для дальнобойщика автомобиль — это почти как второй дом. Сразу три в одном: кухня, спальня и гостиная», — рассказал Евгений.
Сейчас, конечно, вождение многотонного автомобиля не вызывает у Евгения никаких трудностей. Наставник у него был хороший: научил всему.
«Стажировку я проходил на „американце“ (так на своём языке водители называют импортную технику). Когда только устроился сюда работать, — вспоминает Костюков, — диспетчер Тамара Голенковская привела меня к Александру Михайлюкову. С ним мы первый раз поехали в Москву. Конечно, после КамАЗа разница была ощутимой. Машина большая, высокая», — поделился водитель.
Самостоятельно в рейс Евгений отправился только после нескольких обучающих поездок. В современных машинах, рассказал водитель, есть кондиционер, предусмотрено удобное место для отдыха, холодильник, посуда, телевизор. Помимо сотового телефона, у каждого в машине находится рация. На специальной волне водители общаются между собой, предупреждают о пробках на трассе, авариях, да и просто делятся новостями.
Случаются в дороге и неприятности. Замену колёс, мелкий ремонт на дороге водители делают сами. А вот если авария, то в первую очередь на помощь спешит большое водительское братство. Евгений вспомнил случай:
«Было это в самом начале моей трудовой деятельности в «Корочанском автомобилисте», почти перед самым Новым годом. Вернулся я из очередного рейса, приехал в гараж, а диспетчеры говорят, что под Новомосковском наш водитель ушёл в кювет. Повезло ему, конечно, что не опрокинулся набок. Собралось нас несколько человек, выручать товарища поехали на двух машинах. Уже на месте увидели, что автомобиль далеко в овраге стоит. Практически все дальнобойщики останавливались, помогали нам»
Всю продукцию, а это два десятка тонн, водители перегрузили тогда вручную. На свой страх и риск Евгений спустился в яр на своём автомобиле, чтобы зацепить прицеп. Два дня понадобилось, чтобы устранить последствия той аварийной ситуации.
Дальнобойщик редко бывает дома, и потому для него особенно дороги минуты, проведённые с семьёй. Так бывает на дни рождения, Новый год, на время отпуска или ремонта машины.
Младший сын Александра Андрей тоже трудится в «Корочанском автомобилисте». Говорит, что всегда мечтал сесть за руль грузовика:
«Восемь лет назад моя мечта осуществилась. Когда мы были маленькими, часто катались с отцом на автомобилях. Всё запоминали, наверное, с того времени и появилась у нас тяга к технике», — поделился водитель.
В пути всегда происходит что‑то новое, даже если едешь по одному и тому же маршруту. Андрею, как и отцу с братом, тоже не раз приходилось помогать другим. Он считает, что для дальнобойщика важно не только уметь хорошо водить машину, нужно ещё и отлично знать её устройство.
«В одном из рейсов под Казанью, в городе Буинск, мне пришлось простоять на дороге несколько дней. Потёк радиатор, ждал пока новый привезут», — рассказал Андрей.
Не теряя времени, он снял сломанную деталь, а когда привезли запасную, так же оперативно поставил её на место. Прекрасно зная на своём личном опыте, как тяжело может быть в пути, Андрей никогда не проезжает мимо чужой беды. И если он видит стоящую с включённой аварийкой фуру, то обязательно остановится, чтобы помочь такому же дальнобойщику, как и он.
«На дороге закон суровый. Если друг другу не помогать, выжить сложно», — говорит Костюков-младший.