Призывы соблюдать социальную дистанцию в полтора-два метра в последнее время доносятся отовсюду. Однако между педагогами и учениками это расстояние с 6 апреля увеличилось многократно: коронавирусная инфекция и в образовании сделала своё чёрное дело.
Ученик 1 «Б» класса Корочанской средней школы имени Д.К. Кромского Даниил Болотов даже предположить не мог, что его смартфон и некоторые электронные приложения, установленные на устройство, когда‑нибудь станут одними из главных инструментов в учёбе. Если раньше гаджет в руках школьника чаще выполнял развлекательную роль, то сейчас, сразу после окончания весенних каникул, телефон «взял» на себя познавательно-образовательный функционал. Недавно юный корочанец, желая заочно принять участие в литературном конкурсе, записал на видео собственное выступление, в котором наизусть прочитал стихотворение Татьяны Коваль «Что придумываю я». Классному руководителю отправил видеофайл в популярном мессенджере: практично, удобно, а в условиях пандемии ещё и безопасно.
«Если скучно делать дело, и не хочется совсем, если лень вас одолела, я секрет открою всем, — с выражением произнёс юный корочанец, вдобавок украсив произведение театральным мастерством. – Нужно что‑то вам представить, фантазируйте смелей! И тогда любое дело сделать будет веселей!»
Даниил, конечно, мог позволить себе немного пофантазировать, у педагогов же выбор был невелик. Дистанционное обучение подразумевало освоение информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа», в которую одновременно погрузились все участники процесса. И если утром 6 апреля система просто не выдержала колоссальной нагрузки и дала временный сбой, то уже на следующий день уроки прошли в штатном режиме. Впрочем, корочанские учителя, предполагая, что подобные трудности, скорее всего, возникнут, подготовились к ним заранее.
«В период весенних каникул каждый учитель сформировал группы в вотсапе, вайбере, социальной сети «ВКонтакте», чтобы у учеников и их родителей было как можно больше средств связи с педагогом, — рассказала директор Корочанской средней общеобразовательной школы имени Д.К. Кромского Лариса Создана. – И даже сейчас, когда „Виртуальная школа“ работает корректно, продолжаем использовать и электронную почту, и телефонные звонки, и мессенджеры, и социальные сети. Одним словом, мы на связи».
Кроме того, учителя в достаточном объёме посмотрели вебинары о дистанционном обучении, провели собственные семинары для персонала. Такой основательный подход оказался эффективным: теперь при подготовке уроков педагоги применяют разные образовательные платформы – «Яндекс.Школу», «Российскую электронную школу», «Мою школу», «Учи.ру», «Lecta», «Zoom». На сайте учебного заведения появился специальный раздел «Дистанционное обучение», куда администрация учреждения загрузила всю справочную информацию для детей и родителей о том, как преодолеть трудности обучения на расстоянии, а также пошаговые инструкции о схеме выполнения классных и домашних заданий.
Именно в это время школьники или их родители отправляют в общий чат сообщение о том, что ученик к работе готов. Если кто‑то из класса вдруг не оповестил учителя о своём присутствии на виртуальном уроке, последний звонит ребёнку или его маме, выясняя причину. С такой «переклички» в школе теперь начинается каждое утро, а в 9:00 объявляется первый урок.
— Мы сократили продолжительность занятий до 30 минут, перерывы между уроками 10 минут, после четвёртого урока отдых составляет полчаса, — говорит заместитель директора школы Антонина Сидоренко. В конце учебного дня собираемся в кабинете директора и подводим итоги — изучаем возникшие проблемы, оцениваем результаты, делаем выводы.
— Как проходит виртуальный урок? – спросил у заместителя директора Елены Демченко.
— Накануне нового учебного дня учитель в «Виртуальной школе» к каждому уроку прикрепляет файл-инструкцию для своего предмета, то есть тему урока, которую ученик, сидя дома за ноутбуком, должен открыть и прочитать, — ответили мне. — Чтобы детям было проще понять тему, педагог предлагает посмотреть пятиминутную видеопрезентацию урока, в которой подробно разъясняется учебный материал, прикрепляет ссылки по теме на разные образовательные платформы. Если у ребёнка появляются вопросы, он либо звонит педагогу, либо пишет в мессенджере, получая разъяснения. Когда урок заканчивается, учитель в специально созданном окошке прикрепляет к уроку домашнее задание и инструкцию по его выполнению. Изучив их, ученики приступают к решению. Готовую работу прикрепляют в нужное место. Не возбраняется сфотографировать её и отправить, например, в вайбере или вотсапе.
Для того, чтобы побывать на виртуальном уроке по литературному чтению во 2 «Б», мне сначала пришлось окунуться в непривычную тишину, царящую в просторных коридорах школы. Никто не запускал бумажные самолёты, не дергал одноклассниц за косички и не бежал сломя голову по этажам в поисках нужного кабинета за минуту до звонка. В пустом классе даже стулья, поднятые на парты, выглядят удручающе.
— В четвёртой четверти новому вирусу вы не оставили ни единого шанса на распространение, — попытался пошутить с учителем начальных классов Диной Демченко, едва войдя в помещение. – Как себя чувствуете в таких условиях?
— Изменения, безусловно, масштабные, и они не самые приятные, — пояснила учительница. – Одно дело, когда весь класс сидит передо мной, когда я каждого вижу в лицо, когда до каждого могу донести нужную информацию, а другое – отсутствие всего этого. Но мы понимаем: жизнь и здоровье детей важнее, поэтому к ситуации относимся с пониманием. И дети, и их родители, к счастью, тоже запаслись терпением: мы ведь в одинаковых условиях. Правда, мне теперь приходится разрываться на 27 частей – столько учеников в моём классе.
На часах 9:00. Учитель отправляет в чат тёплое приветствие, настраивающее малышей и их мам на положительные эмоции: «Доброе утро, уважаемые родители и дети. Сегодня работаем в том же режиме. Напоминаю, как крепить домашнее задание в «Виртуальную школу» (инструкция прилагается – прим. авт.). если что‑то непонятно, пишите и звоните. Хорошего настроения, плодотворной работы». Затем ученики приступают к изучению сегодняшнего урока, который Дина Демченко отправила им накануне вечером. Первый звонок от мамы одного из учеников ненадолго отвлёк педагога от беседы.
«Если музыка у нас идёт один раз в неделю, а в последний раз она была во вторник, значит, вы должны прикрепить задание на следующий вторник, — объяснила учитель после того, как выслушала вопрос. – Как у вас дела? Держитесь. Мы тоже держимся. Я с вами рядом. Каждую секунду. Звоните. И не отчаивайтесь. Всё будет хорошо».
Рабочий день учителей не просто увеличился по времени, он стал более напряжённым. Звонки от родителей в первые дни дистанционного обучения поступают в большом количестве и утром, и днём, и вечером: на все вопросы важно ответить обстоятельно и доступно. В бесконечных диалогах педагоги нередко выступают в роли психологов, успокаивая переживающих за детей мам, вселяя надежду в светлое будущее.
«Роль родителей сейчас приобрела огромное значение, — поделилась Дина Демченко. – Наши обязанности по обучению детей словно разделились: учителя занимаются этим из кабинета, родители – дома. Тяжело всем участникам процесса, но думаю, что через неделю мы привыкнем к новым условиям».
Примерно в 15:00 школьники начинают выполнять домашние задания, и учитель принимает очередную волну телефонных звонков. Одновременно проверяет ответы тех учеников, кто уже справился с ними и отправил на проверку. Дина Демченко внимательно изучают каждую работу, потому что ребёнок корпел над ней в непростых условиях, а значит, вложил в свой труд все силы и умения.
Кстати, некоторые ученики, преимущественно из старших классов, настолько вдохновились дистанционным обучением, что решили оставить отзывы на сайте школы. Полюбуйтесь, например, мнением 10-классника Савелия Смолякова:
«Отличная задумка, мне очень понравилось обучение на дому. Думаю, что за таким обучением – будущее».
Выпускник 2020 года Даниил Шляхов тоже оставил отзыв. Он высказался осторожнее:
«Сегодня необычный день. Мы привыкли, что нам рассказывает учитель, а тут ты должен сам изучать материал. Сегодня это заняло много времени и сил, буду надеяться, что мы справимся!»
Диана Путятина, учащаяся 10 класса, пожалуй, испытала настоящий восторг и почувствовала себя взрослее. Вот какой отзыв оставила она:
«Первый день дистанционного обучения — это просто незабываемые впечатления. Ты можешь сам изучать, разбираться, думать и исследовать новое. Что может быть лучше? Конечно, иногда бывает трудно, но это не идёт в сравнение с новыми ощущениями и новым опытом. Плюс ко всему — это отличная возможность почувствовать себя взрослее, ведь в высших заведениях иногда практикуют такую работу».
Инфекция вынудила корочанских школьников изучать мир самостоятельно и с помощью Интернета, но вирус невольно сплотил наших ребят, родителей и учителей в получении знаний, достижении целей, заставил быть чуть терпеливее, усидчивее, настойчивее. Такой опыт однозначно пригодится тем, кто грызёт гранит науки, но убеждён: учитель – Бог, школа – святыня, и только они могут ярко рассказать о красоте русских полей и рек, величии русской литературы, силе и подвигах русской армии.