Младший инспектор-кинолог ОМВД России по Корочанскому району Александр Аушев не первый год выезжает на преступления с четвероногими помощниками. Сейчас в его подчинении две грозные овчарки — опытная шестилетняя Багира и новобранец сыска — годовалый Арчи.
Впрочем, назвать их грозными при всём желании язык не поворачивается. Животные кажутся такими только в вольерах на территории внутреннего дворика отдела, когда при появлении Александра рвут и мечут, требуя незамедлительно выпустить их наружу. Особую прыть демонстрирует молодой бельгиец Арчи, который не просто призывает открыть металлическую дверь, но и яростно бросается на стенку своего домика, ревнуя хозяина к Багире. Дело в том, что двум разнополым сыщикам Аушев по понятным причинам не позволяет гулять одновременно, поэтому традиционный утренний моцион те совершают по очереди. Разумеется, очередь статной уравновешенной немки побыть рядом с Александром гиперактивный кобель воспринимает в штыки. Добавьте к сказанному то, что Арчи попал к полицейскому месячным щенком и долгое время жил у него дома, где пёс был единственным любимчиком. Всё очевидно.
«Ну, иди ко мне, мой хороший, иди сюда, хитрая морда, — обратился кинолог к питомцу, распахивая калитку первого вольера. — Привет, привет. Как ты спал? Не мешал Багире? У нас сегодня гость, встречай».
О гостях не могло быть и речи, потому что с момента расставания прошла целая ночь! Арчи прыгал на грудь к хозяину, облизывал лицо и руки, не отходил от него ни на шаг и делился чем‑то важным, повизгивая и барабаня хвостом по ногам. Едва в руках человека показался мячик, глаза собаки словно заискрились — побегать‑то охота!
«Утро у нас начинается с уборки, водопоя и прогулки, — рассказал о распорядке старший сержант полиции Аушев. — Потом приступаю к занятиям. Так как Арчику ещё предстоит поездка в Центр кинологической службы на трёхмесячные курсы дрессировки, с ним пока только играю, а с Багирой во второй половине дня выезжаем на машине в тихое место и тренируем навыки».
В белгородском Центре кинологической службы пушистая красавица Багира обучилась основным командам и прошла специальную подготовку по обнаружению взрывчатых веществ. Именно с ними она имеет дело в повседневной службе, вернее, с веществами, схожими по запаху со взрывчаткой: кинолог где‑нибудь прячет мешочки с имитаторами, приказывая собаке найти бомбу. К счастью, ни Багире, ни её предшественнику лабрадору Хиддингу в реальной жизни эти знания не понадобились, но на занятиях профпригодность немка подтверждает регулярно. Оружие и патроны тоже родная стихия овчарки. Правда, совершенно не получается идти по следам преступника — это, оказывается, другая специализация профессии, которую ей не преподавали.
«Арчи принимали в штат для следовой работы, поэтому на курсах научат брать след, — объяснил кинолог. — В будущем на него повесят все кражи, убийства, то есть преступления, где нужно искать человека. Хиддинг в этом плане был более универсальным: кроме взрывчатых веществ, оружия и патронов он мог разнюхать и наркотики».
Но однажды лабрадор разнюхал сенсацию. Александр поделился забавной историей, произошедшей несколько лет назад в Корочанском районе. В дежурную часть поступило тревожное сообщение: возле поста МЧС нашли бесхозную сумку, подозрительно долго лежавшую рядом с автомагистралью. Аушев с Хиддингом немедленно прибыли на место. Обошли сумку со всех сторон: из неё ничего не выглядывало, и полицейский подпустил пса близко.
«Обычно Хиддинг на занятиях сигнализировал об опасной находке замиранием, а морду вытягивал в сторону источника запаха, — сказал кинолог. — Так произошло и в тот день. Спустя несколько секунд он уткнулся носом в сумку и застыл. Я тоже, помню, застыл. Вся жизнь перед глазами пролетела. Неужели взрывчатка? Однако решил перепроверить и увёл собаку на десять метров. Давай, сказал, ещё раз попробуем».
Ситуация повторилась как будто под копирку. Пёс, понюхав сумку пару секунд, опять перестал двигаться, и Аушев доложил руководству о том, что собака обозначила опасность. Сапёров вызвать не успели: к месту ЧП неожиданно подошёл мужчина и удивлённо спросил, почему сотрудников полиции вдруг интересует его сумка. Позже разобрались — старого опытного Хиддинга подвело чувство голода. К посту МЧС животное повезли за час до ужина, а в подозрительной сумке находилась подозрительно вкусная копчёная колбаса, которую почуял подозрительный нос вояки.
Кстати, пища в воспитании собаки-полицейского имеет первостепенное значение. Если человек иногда готов трудиться за идею, справедливость и Отчизну, то для четвероногого сыщика еда важнее, чем интересы государства. И не обвиняйте его за это — здесь поведением управляют инстинкты. И в Центре кинологической службы пса натаскивают на взрывчатку с помощью корма: именно он стимулирует поиск нужного предмета и развивает навыки ищейки.
«Собака изначально не знает, как пахнут взрывчатые вещества, поэтому первое знакомство с ними проходит с участием пищи. Например, в большую сумку я кладу четыре кирпича, чтобы растянуть и придать объём. На дно бросаю корм, а сверху мешочек с имитатором взрывчатки. Конечно, пёс почувствует запах корма, но и новый запах запомнит. Вместе с едой и похвалой хозяина за хорошую работу он получает запах условного тротила. На следующих занятиях постепенно убираю корм из сумки, оставляя лишь имитатор. Пёс делает разумные выводы и понимает: если найдёт взрывчатку и подаст сигнал, то вознаграждение в виде пищи обеспечено», — посвятил в курс тренировки Александр.
Как только в регионе снимут ограничения из‑за пандемии коронавируса, старший сержант Аушев вместе с Арчи отправятся в ЦКС учиться брать след. Всё ради торжества закона и еды.
Сотрудником полиции Аушев стал четыре года назад, однако о кинологической службе и не мечтал. Даже в детстве у него никогда не было собаки. Опыт тесного общения с животными появился на второй год работы в правоохранительных органах, когда в составе ППС начал патрулировать с собакой корочанские улицы. Позже предложили должность младшего инспектора-кинолога ОМВД.
«С первой своей собакой по кличке Буян познакомился в ЦКС. Приехал в центр на курсы, а кинолог вручает мне пса и говорит: „Держи, это твоя собака!“ — возвратился в прошлое Александр. — Она металась из стороны в сторону, рвала поводок, еле удержал. Тогда ведь не знал, как обращаться с животными. Пошли гулять, рискнул погладить, не укусила. Так и подружились».
Немногочисленное шерстяное подразделение выезжало в основном на кражи, реже — на убийства. Взять след подозреваемого для опытной ищейки труда не составляет, но раскрыть такое преступление ей часто мешают объективные причины. Идеальное развитие события — сиюминутное прибытие кинолога на место происшествия, а не спустя несколько часов, потому что собака безупречно справится с задачей по горячим следам грабителя. Даже если его запах всё‑таки удалось идентифицировать, пёс может оказаться не у дел рядом с дорогой — там, где злоумышленник сел в машину.
«На асфальте животные вообще плохо ориентируются: следов и всевозможных запахов тьма, — прокомментировал мой собеседник. — Нельзя скидывать со счетов кошек и собак, бегающих по улице. Для служебного пса это тоже отвлекающий манёвр и мощные раздражители. Как и скопления людей».
Арчи и Багира — штатные сотрудники полиции, находящиеся на полном государственном обеспечении. 600 граммов собачьего корма ежесуточно на каждого питомца, лечение, профилактические прививки, обучение — на таких условиях животные работают с охотой. Только очередные звания не получают и на заслуженный отдых с почестями их не провожают.
— Когда служебного пса списывают со службы и как складывается его судьба дальше? — интересуюсь у кинолога.
— Рекомендуемый пенсионный возраст — 8–10 лет, но иногда животные способны трудиться и дольше, — отвечает Александр. — Собака уходит из полиции, если очевидны признаки переутомления, нежелания выполнять прежние задачи. Никогда не оставляем на улице, отдаём в добрые руки. Хиддинга, например, забрал себе мой коллега. И для Багиры, когда постареет, обязательно найдём хозяина. В крайнем случае будет жить у меня.
Аушев показывает личные дела хвостатых стражей порядка — с фотографиями и подробными данными, изложенными в международных ветеринарных паспортах. Клички, породы, пол, даты рождения, окрас, особые приметы, идентификационные номера, приказы, акты проверки готовности собак — в толстых папках за сухими цифрами хранятся истории жизни и службы верных защитников и лучших друзей человека.
«Это тот самый Буян, работает сейчас в ППС, а это Хиддинг, — познакомил со следопытами Александр, переворачивая страницы. — Вот конвойная собака Бакс. Арчи и Багиру вы уже знаете».
Полицейский признался, что они научили его контролировать отрицательные эмоции, быть терпеливым и уравновешенным. В моменты, когда кажется, что весь мир восстал против тебя, важно подойти к вольерам в добром расположении духа, потому что животные почувствуют запах твоего настроения и будут вести себя иначе. Александр давно взял за правило обнимать их каждое утро и только потом вместе отправляться спасать планету и распутывать самые сложные клубки преступлений. А это уже другой запах — запах победы.