Чему равны квадрат гипотенузы и сумма углов треугольника, в чём заключаются признаки параллельности прямых и какой отрезок называется биссектрисой, Раиса Корзунова объясняет на раз-два-три. Она учитель математики Бехтеевской средней школы с 42-летним стажем.
Роскошные букеты цветов, тёплые слова коллег и учеников, нынешних и бывших, бесконечные телефонные звонки и сообщения в течение всего учебного дня — каждый год 1 декабря Раиса Корзунова невольно выпадает из привычного рабочего графика и принимает поздравления с днём рождения. Вот и на прошлой неделе, когда я встречался со своей героиней, она отбивалась от поздравлений, как могла.
«В этот день я традиционно просто не работаю, понимаете? — обратилась ко мне женщина, улыбаясь и вдыхая аромат очередного букета. — Обычно утром, пока не начался первый урок, заранее извиняюсь перед детьми за то, что буду отвлекаться на звонки. Они кивают — мол, пожалуйста, мы всё понимаем».
Любимая школа, любимый предмет и любимые ученики могли никогда не появиться в жизни Раисы Корзуновой, потому что в юности она готовилась связать судьбу с фармацевтикой. В 10-м классе девочка самоотверженно грызла гранит химии, дополнительно занимаясь с педагогом во внеурочное время, и вдруг резко передумала спустя два месяца: купила в магазине книги по математике и физике и начала штудировать точные науки. А в педагогику направила родная тётя Раи.
«Она сама была учителем русского языка и литературы и описывала работу в школе как что‑то волшебное, — рассказала собеседница. — „Это же дети, — говорила тётя, — с ними ты всегда будешь молодой, и отпуск, между прочим, там большой!“ Вот так я поступила на физико-математический факультет Белгородского пединститута».
По распределению Корзунова попала в Корочанский район, где с 1978 года преподаёт математику в Бехтеевской средней школе. Рано утром приходит в школу, чтобы рассказать детям об истории самой красивой науки на свете, чтобы разобраться в сложностях математических аксиом или доказать вместе с ними замысловатые теоремы, найти наконец истину в загадочном мире формул, примеров, задач. А ещё педагог очень любит детей, с которыми чувствует себя не только молодой, но и уважаемой, нужной, счастливой.
— Почему вы считаете, что красивее математики науки нет? — спрашиваю Раису Корзунову.
— А как же?! — удивляется она, разводя руки в стороны. — Предлагая детям разобрать какую‑нибудь теорему, я всегда говорю им: вникните в формулировку, это же великое чудо, великое открытие, которое было сделано в VI веке до нашей эры! Это действительно красиво! И они соглашаются со мной после изучения нескольких доказательств одной теоремы.
С помощью Корзуновой с трудом вспоминаю о математическом открытии, относящемся к VI веку до нашей эры, — теореме Пифагора. На ум сразу приходит иное звучание знаменитого предположения учёного, которое мы с удовольствием распространяли в школьных коридорах: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Но строгий учитель возвращает меня в реальность, напоминая о том, что квадрат гипотенузы по‑прежнему равен сумме квадратов катетов. Попробуйте доказать обратное.
«Я очень люблю древний период, пифагорийскую школу, — призналась собеседница. — Именно тогда были сделаны основные открытия, именно в тех веках проходило становление науки, закладывался базис. Геометрию, к слову, поставил на ноги Эвклид, а мы до сих пор опираемся на неё. Ничего в ней не переделаешь! Как он сказал, так и есть, так и будет всегда. И никто не опровергнет!»
В день рождения Раису Корзунову ждал ещё один приятный сюрприз. Решением земского собрания Бехтеевского сельского поселения ей присвоено звание «Почётный житель Бехтеевского сельского поселения». Удостоверение педагогу вручила глава администрации сельского поселения Виктория Гатилова, директор школы, председатель земского собрания, Александр Кийков и коллеги тепло поздравили именинницу с двойным праздником. К статусу победителя конкурса «Лучшие учителя России» в рамках национального проекта «Образование», который Раиса Ивановна заслужила в 2006 году, добавился ещё один. За добросовестный труд в школе, за воспитание нескольких поколений юных селян, за то, что любит их и делится с ними знаниями, жизненным опытом и счастьем.
— Если бы можно было вернуться на 43 года назад, захотели бы что‑нибудь изменить? — поинтересовался напоследок.
— Я бы опять поступила на физмат, потому что точнее и красивее науки нет! Точка.