Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
102.34
+0.00$
106.54
+0.00
+1 °С, туман
Белгород

Династия музыкантов Пушечниковых. Как её основала уроженка уездного города Короча

31 октября 2022, 14:06Общество
Фото: из личного архива Василия Потапова

Пелагея Софроновна Пушечникова (урождённая Балабанова) основала музыкальную династию и состояла в переписке с Петром Чайковским.

Истоки рода

Главой большого семейства Балабановых был купец 1-й гильдии, избиравшийся гласным Корочанского уездного и Курского губернского земских собраний, Софрон Григорьевич Балабанов. Его стараниями, в т.ч. и солидными финансовыми вложениями, в уездном городе Короче Курской губернии был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы, сохранившийся до наших дней. В дни освящения храма 9, 10 и 11 (21, 22 и 23 по нов. ст.) мая 1876 г. наблюдался сильный мороз, от которого «много деревьев, даже дубовых, засохло, и никаких плодов в этом году не было».

Владимир Пушечников
Фото: из личного архива Василия Потапова

Письмо Чайковскому

Одна из его дочерей, Пелагея Софроновна Пушечникова (урождённая Балабанова) стала основателем династии музыкантов в шести поколениях.

12 ноября 1887 г. она обратилась с письмом к композитору Петру Чайковскому. В нём она сообщает, что в мае текущего года «блистательно с аттестатом 1-й степени» окончила Харьковское музыкальное училище по классу фортепиано «у директора И. И. Слатина». Став почитательницей творчества выдающегося композитора, она сильно полюбила его произведения, «в которых ясно отливаются богатые знания, а также глубина чувства и мысли».

И далее: «Мне ужасно будет обидно, если Вы подумаете, что я дилетантка и пустая музыкантша. Нет, многоуважаемый Пётр Ильич, себе я цену знаю, и могу Вас уверить, что у меня есть знание и понимание музыки. Я мать семейства и все-таки главная потребность моей жизни – это музыка».

Пелагея Софроновна обратилась к композитору с просьбой прислать свой портрет «с собственноручной надписью» и чтобы он начертил на портрете «свой излюбленный мотив». Получив Ваш портрет, я буду считать его высшей наградой за тот труд, который я положила на музыку».

И еще она попросила у Петра Ильича совета – где достать его сборник песен для детей младшего возраста, с которым она хочет познакомить своих детей.

Пётр Ильич прислал свой портрет с надписью: «Пелагее Софроновне Пушечниковой. П. Чайковский. 19 ноября 1887 г.».

Фото: из личного архива Василия Потапова

Переезд в Москву

По 1917 год Пелагея Софроновна преподавала фортепиано в Харьковском музыкальном училище, а затем переехала в Москву к одной из дочерей. Её мужем был старооскольский купец 2-й гильдии Фёдор Александрович Пушечников, который затем состоял в Харькове частным поверенным при Судебной палате в Окружном суде и съезде мировых судей. 10 лет был судебным приставом. В 1910 г. скончался и был похоронен на городском кладбище Харькова.

У супругов Пушечниковых было шестеро детей: Вера Фёдоровна (1885–1944), Любовь Фёдоровна (1887–1956), Николай Фёдорович (1888–1954), Ольга Фёдоровна (1890–1962), Ксения Фёдоровна (1897 – 1973) и Владимир Фёдорович (1897–?).

Владимир окончил Московскую консерваторию по классу виолончели. Вместе с Николаем, владевшим скрипкой, играли в оркестре Большого театра. Ольга Фёдоровна также окончила консерваторию по классу фортепиано. Первым браком была замужем за Павлом Аренским (1887–1941) – сыном знаменитого композитора Антона Аренского, вторым – за режиссером 2-го МХАТа Валентином Смышляевым (1891–1936), а третьим – за академиком Академии архитектуры СССР, архитектором Иваном Жолтовским (1867–1959).

Старшая дочь Вера Фёдоровна пошла по стопам мамы – в 1906 г. окончила то же музыкальное училище по классу пения у профессора Федерико Алессандро Бугамелли (1876–1949) – итальянского музыканта.

Ей аккомпанировал Рахманинов

17 декабря 1910 г. в Казани С. В. Рахманинов аккомпанировал Вере Пушечниковой. Со слов её правнучки Ольги Керн встреча Веры Фёдоровны с Рахманиновым произошла случайно. Она приехала в Казань выступать с концертом, но внезапно заболел её аккомпаниатор. Концерт оказался под угрозой срыва. Неожиданно к ней подошёл Сергей Васильевич, у которого также были гастроли в Казани, и предложил ей свои услуги.

У Веры Фёдоровны было два сына: Фёдор Федорович Пушечников (1915–1952) и Иван Фёдорович Пушечников (1918–2010). Все трое (мать и сыновья) похоронены на Ваганьковском кладбище в Москве.

Почему Пушечниковы

Фёдор, муж Веры Фёдоровны, был военным человеком. Примкнул к Белому движению, был расстрелян. Её младший брат Владимир взял над двумя сыновьями сестры опекунство, выдав их за малолетних братьев. В результате чего они носили фамилию Пушечников.

Младший сын Иван Фёдорович Пушечников (20.02.1918, Харьков – 8.08.2010, Москва) стал выдающимся гобоистом-педагогом и композитором, профессором Института музыки и колледжа им. А.Г. Шнитке, заслуженным деятелем искусств РСФСР (1978), заслуженным деятелем искусств Чувашской АССР.

Вера Пушечникова
Фото: из личного архива Василия Потапова

Служение творчеству

В 13 лет Иван переехал из Харькова в Москву. Здесь, в семье дяди, Владимира Фёдоровича Пушечникова (его жена – Мария Антоновна Пушечникова – арфистка симфонического оркестра Радиокомитета), музыканта-виолончелиста, жизнь юноши прочно встала на рельсы серьезного, профессионального служения музыкальному творчеству. В 1933 г. окончил школу-семилетку им. Гнесиных по классу скрипки у И.М. Цыпина  – известного в то время педагога по скрипке и альту. Помимо занятий в школе он брал уроки у близкого друга семьи Пушечниковых скрипача Ивана Васильевича Сафонова (1891–1955), сына легендарного директора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова (1852–1918).

В 1942 г. Иван Фёдорович окончил военно-дирижёрский факультет при Московской консерватории, в 1944 г. – Московскую консерваторию по классу гобоя у H.H. Солодуева. В 1939–1959 гг. солист оркестра Большого театра. Педагогическую деятельность вел с 1939 г., с 1944 г. преподаватель Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (с 1963 г. зав. кафедрой духовых инструментов; с 1970 г. профессор).

Его называли: «человек – эпоха», «Учитель с большой буквы». Имя Ивана Фёдоровича Пушечникова – одно из самых значимых в гобойной и духовой музыке. На протяжении десятилетий главные достижения отечественных гобоистов были связаны с его именем.

Среди его учеников более 100 лауреатов международных и всероссийских конкурсов. И.Ф. Пушечников награждён орденами Почета (1998), «За заслуги перед Отечеством» ΙV ст. (2003), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовое отличие».

Эксперименты с музыкой

Его младший сын, Фёдор Иванович Пушечников (1958 г. рожд., Москва)композитор, пианист, аранжировщик, автор сочинений для электронных инструментов, а также камерно-инструментальных и симфонических произведений, вокальных циклов, музыки к балету, кино, теле-радиорекламе и театральным постановкам.

В пять лет Фёдор поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории по классу фортепиано, что положило начало его профессиональной карьере. Затем окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского.

В 14 лет взял творческий псевдоним – Фридрих Пуше. В студенческие годы Фёдор Пушечников увлекся современной музыкой под влиянием творчества великого современного российского композитора Эдисона Денисова, у которого брал уроки композиции. В это же время произошла встреча с композитором Эдуардом Артемьевым, которая в корне изменила взгляды Фёдора на современную музыку. Начался период творческих экспериментов в электронной музыке. Длительное время Федор сотрудничал с одной из первых русских электронных рок-групп «Бумеранг» под руководством Артемьева.

В 1982 г. начинает свою концертную деятельность, сначала в Росконцерте, а с 1985 г. по 1990 г. – в Москонцерте. В 1991 г. на длительное время уехал работать по контракту в Германию. С 2003 г. проживает и работает в Москве. С 2009 г. – директор и художественный руководитель ФГУП «Фирма Мелодия». После смерти отца, Фёдор создает «Фонд развития культуры и искусства им. И. Ф. Пушечникова», который возглавляет в качестве президента и председателя президиума.

Фото: из личного архива Василия Потапова

Сын Иван и его дети

Старший сын Ивана Фёдоровича, Владимир Иванович Пушечников, – пианист, концертмейстер Большого театра, профессор кафедры духовых и ударных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный артист России. Дети: Ольга Керн и Владимир Керн.

Керн  (Пушечников при рождении) Владимир Владимирович, 1976 г.р.) трубач, симфонический и театральный дирижер, пианист, педагог в Государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Свой творческий путь Владимир начал рано – уже в шесть лет он даёт сольный концерт с оркестром. Во время обучения в Гнесинской школе становится лауреатом международной благотворительной программы «Новые имена», и, впервые в истории Большого театра, становится артистом оркестра – в 13 лет. В 1994 г. окончил Московскую специальную музыкальную школу им. Гнесиных по двум специальностям: фортепиано, труба.

 В 2005 г. окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по двум специальностям: оперно-симфоническоедирижирование, труба.

С концертными программами выступал в Бразилии, Дании, Исландии, Норвегии, США, Финляндии, Швеции во многих городах России.

В 2015 г. дирижировал единственным концертом в Москве легендарного Робертино Лоретти. Владимир Керн – профессор кафедры фортепиано, художественный руководитель хора Тяньцзиньского педагогического университета (Китай), консультант кафедры камерного ансамбля консерватории (Тяньцзинь). С 2019 г. Владимир Керн – профессор музыки в Международном центре искусств (Нанкин, Китай).

Золотая медаль Ольги

Ольга Владимировна Пушечникова-Керн (р. 23.04.1975, Москва) – дочь Владимира Ивановича Пушечниковароссийская пианистка, проживает в США. Фамилия при рождении – Пушечникова. Выступления за рубежом на раннем этапе музыкальной карьеры привели её к непростому решению – она приняла фамилию своей матери, Керн, т.к. иностранцам было трудно произносить её девичью фамилию.

Ольга завоевала золотую медаль Международного конкурса пианистов Ванна Клиберна, финал которого проходил во время встречи президентов России и США. Узнав об этом первым, Джордж Буш-младший тут же сообщил новость Владимиру Путину. Ольга стала второй женщиной, которая получила первую премию и золотую медаль на Международном конкурсе имени Ванна Клиберна в г. Форт-Уорт, штат Техас, США (11-й конкурс, июнь 2001). До неё победителем конкурса была лишь Кристина Ортис (Бразилия) в 1969 г.

Родители Ольги – пианисты. Она начала заниматься на рояле с пяти лет с заслуженным учителем России Е.М. Тимакиным (1916–2004) в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и сыграла свой первый концерт в 7 лет в г. Москве. Ещё, будучи ученицей школы, получала стипендию Президента России Б. Ельцина.

В 11 лет Ольга победила на юношеском международном конкурсе Концертино Прага в Чехословакии. В 17 лет завоевала первую премию и GranPrix на 1-м Международном конкурсе им. С.В. Рахманинова в Москве, исполнив его Третий концерт. По общему мнению, сенсацией конкурса стало присуждение первой премии. Среди конкурсантов, большую часть которых составляли мужчины, победа девушки была неожиданностью. Но еще большей неожиданностью оказалась ее молодость: Ольге Пушечниковой было 17 лет, она ещё не студентка Московской консерватории. Победа на конкурсе им. С.В. Рахманинова дала ей возможность играть за рубежом.

Своё обучение продолжила в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в классе профессора С. Л. Доренского, там же окончила аспирантуру. В это же время училась в Италии, в г. Имола, в Академии пианистов, у профессора Б. В. Петрушанского.

Ольга Керн выступала с концертами по всему миру в таких залах как – Карнеги-Холл, Линкольн-центр, Эвери-Фишер-холл, Большой зал Московской консерватории и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Альберт-холле в Лондоне, Симфони Холл в Осаке, Festspielhaus в Зальцбурге, в оперном театре Ла Скала в Милане, в Тонхалле в Цюрихе, в Театре Шатле в Париже, в Тонхалле в Дюссельдорфе, в Миланской консерватории им. Джузеппе Верди и др.

Она живёт в Нью-Йорке, со своим сыном, Владиславом Керном, который занимался на фортепиано в Джульярдской школе – одном из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки, основанном в 1905 г. Школа расположена в Нью-Йорском Линкольн-центре.

О друге и наставнике

В одном из интервью Ольга говорила: «Ван Клиберн был моим наставником, моим большим другом, моим вдохновением, я очень горевала, когда он ушёл из жизни так рано. Ван Клиберн очень любил моего сына и всегда дарил ему при встрече свои диски, а Владик был настолько счастлив, что не мог спать, и засыпал только с диском в руках. Я горжусь, что Владислав стал прекрасным пианистом. Мы часто играем вместе, например, в марте мы сыграли в Нью-Мексико, а в июне сыграем в Сан-Антонио».

Владимир Спиваков («Виртуозы Москвы») сказал Ольге: «Твой сын – настоящий артист. Он, когда вышел на сцену и положил ручку на рояль, и так поклонился, просто, как настоящий артист, – как маленький Клиберн. И с таким достоинством сел и сыграл. Я почувствовал, что этот маленький человечек – уже музыкант!».

Василий Потапов 

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 10:35
Четыре муниципалитета Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки
Материал
ПроисшествияВчера, 10:15
Два мирных жителя пострадали при атаке беспилотника в Краснояружском районе
Материал
ОбществоВчера, 09:36
Губернатор Гладков: «13 учителей воспользовались поддержкой в рамках программы «Земский учитель»