Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
102.34
+0.00$
106.54
+0.00
+1 °С, туман
Белгород

Год педагога и наставника. Как появилась учительская династия в Ломовской школе

1 февраля 2023, 11:54ОбществоФото: из архива Ирины Семыкиной

Школьные годы навсегда оставляют свой след в жизни каждого человека. Первые друзья, первый учитель, первый урок, первые значимые достижения, первые важные воспоминания и первая любовь.

Именно школа становится первым важным проводником в мир знаний и помогает определиться с будущей профессией, найти друзей или даже свою вторую половинку.

Большую роль в становлении молодых людей играют учителя. Вдохновляясь своими наставниками, выпускники выбирают путь, который приводит их обратно в школу в качестве педагога. Мы пообщались с семьей, где мама и дочь являются работниками образования и узнали, как они пришли к учительству.

Заложила основу

Людмила Середавина работает в сфере образования 44 года. Долгое время она была учителем начальных классов, сейчас трудится библиотекарем и ведëт занятия по адаптированной программе для школьников с ОВЗ.

«Мне нравилось общаться с детьми, я их любила. Было много подружек и друзей, постоянно окружали дети. Активная была, „заводила“ ещё с детства, поэтому и выбрала такой профиль обучения — вспоминает Людмила Николаевна, — Ещё довольно значимое влияние на мою профессию оказала первая учительница Галина Васильевна. С ней связанно очень много хороших воспоминаний. Она была очень добрая, и, несмотря на пожилой возраст, всегда находила время для нас — мы в походы ходили с ней, интересная жизнь была в начальной школе».

Студенческие годы Людмиле Николаевне запомнились первыми открытыми уроками в специализированной школе недалеко от университета и пионерским летом в большом лагере за пределами города.

«Практика у меня всегда хорошо проходила, закрывала на пятерки. А когда была в лагерях мне, видимо, из-за моего высокого роста, несмотря на то, что училась на учителя начальных классов, давали отряды взрослых детей. Со студенческими друзьями контакт остался — мы переписываемся и в Одноклассниках общаемся. Кто дальше пошел в университете, какие-то другие специальности приобрели, но я осталась предана своей первой специальности», — делится педагог.

Помните ли вы тот день, когда впервые переступили школьный порог в качестве учителя? 

Очень хорошо помню момент, когда на первые мои рабочие дни выпало дежурство по коридору. Перемена, дети бегут кто куда и слышу: «Люда, Люда!». Я оглядываюсь, думаю, что это меня зовут, а потом вспоминаю — я уже не Люда, я Людмила Николаевна, — улыбается учитель, — Ну, а когда зашла в класс, сильно волновалась, потом волнение пропало и всё пошло как надо.

Продолжила традицию

Дочь Людмилы Середавиной Ирина Семыкина преподает ломовчанам «царицу всех наук» математику и исполняет обязанности классного руководителя 11 класса. О своих подопечных она может рассказать множество историй — их знакомство началось ещё в группе продленного дня с первого класса.

«У нас класс довольно-таки большой для одиннадцатого — 11 человек, хотя обычно остается четыре или шесть выпускников. До девятого класса их было 20 человек, потом часть ушла в средние образовательные учреждения. Недавно две девчонки к нам перевелись, ещё бы одну и будет пополам мальчиков и девочек, пока мальчишек больше».

Почему выбрали профессию педагога?

А как туда можно было не прийти, если ещё ходить не могла, уже тетради проверяла? — смеется Ирина Алексеевна.

Бывало, приведу Иру с садика, сажусь проверять тетради, и она тоже брала ручку красную, и на листочке писала буковки свои. Потом как-то посадила нас всех, руки на коленях сказала держать и ходила с указкой — учила. Я рассказала коллегам в школе, а они говорят: «ну, это учительница будет». Как обрекли, действительно, выросла учительницей, — поделилась Людмила Николаевна.

Ирина Алексеевна изначально хотела пойти по стопам мамы и тоже стать учителем начальных классов, но судьба повела её другим путем и подарила педагогу довольно широкий профиль — по образованию Ирина Семыкина учитель технологии, информатики и математики.

Наш колледж был прикреплен к Белгородскому государственному университету. И параллельно учились сразу в двух учреждениях — физмат осваивали в БелГУ, а профессию учитель технологии — в колледже. Сессию тоже сдавали и в колледже, и в институте. После третьего курса была возможность заочно поступить на последние курсы высшего образования в БелГУ и получить диплом, чем я и воспользовалась.

А кто из школьных педагогов вам больше всего запомнился?

В пятом классе нашим классным руководителем и учителем математики стала Чуева Валентина Дмитриевна. Несколько лет она вела наш класс, и самым ярким воспоминанием стала поездка, которую она организовала для нас — мы на несколько недель уехали на море в Мариуполь. Это были поездки от колхозов, и старшие ребята каждый год где-то отдыхали, и мы тоже смогли попасть в эту струю благодаря Валентине Дмитриевне, потому что это был один из последних моментов, когда такие школьные поездки организовывали, — рассказывает Ирина Алексеевна.

 Людмила Николаевна, а со своими учениками выезжали куда-нибудь?

Хоть они у меня и малыши, но в четвертом классе мы посещали разные интересные места. Чаще всего, это был Харьков — ходили в зоопарк, планетарий, устраивали экскурсии на детскую железную дорогу. Ещё я часто была сопровождающей в поездках со старшими классами, возили ребят в разные города и на море.

Фото: из архива Ирины Семыкиной

Рабочие моменты

Людмила Николаевна, у вас есть опыт работы и учителем и библиотекарем, какая деятельность вам больше нравится?

 Ну я как-то особой разницы не вижу, пускай я сейчас уроки не веду с общим классом, но я общаюсь с детьми. Ребята приходят, я помогаю выбрать им нужную книгу, они рассказывают о прочитанном, и не только о прочитанном — о каких-то там житейских новостях, так что контакт налажен, дети любят меня, а я люблю их.

А вообще кто чаще приходит?

Малыши больше читают. Они приходят за книгами, или пообщаться, могут попросить мультик включить, — указывает на телевизор Людмила Николаевна, — Старшие дети приходят, в основном, за теми произведениями, которые нужны по чтению.

Старшие умеют пользоваться интернетом, они ищут произведения через телефон. Вот сегодня мои одинадцатиклассники ходят с телефонами. Я у них спросила, что же они так усердно смотрят. Оказалось, учат стихи. Говорят, что так удобней — телефон в карман положил и пошёл, — рассказывает Ирина Алексеевна.

 Встречаетесь с выпускниками?

У меня мальчик Димитрий Назаров в Москве работает, мой выпускник. Но каждый год звонит, поздравляет, если он приезжает — обязательно приходит. Это у меня особый выпуск, в прошлом году 20 лет отметили, как закончили школу. Встреча у нас была мы с ними, очень долго общались. Рассказывали каждый о себе, есть кто-то только первый год стал папой, а у кого-то уже дети из школы выпустились и скоро внуков подарят. Многие мои выпускники сейчас в школу приводят своих детей, есть у меня и выпускник, который работает в школе — учитель истории Сергей Бондаренко, — делится Людмила Николаевна.

Из девятого класса я выпустила ребят два года назад, но на День учителя и на Новый год они в большинстве своем собрались и пришли меня навестить, причем на День учителя пришло ребят больше, чем на Новый год, — рассказывает Ирина Алексеевна.

Третье поколение

В семье Ирины Семыкиной трое детей — две дочери и сын. Старшая дочь Валерия и сын Матвей выбрали профессию технолога и ветеринара, а средняя дочь Александра скоро пополнит семейную династию — девушка учится на педагога в Белгородском государственном университете.

«Я у неё спрашивала, почему она не выбрала географию или биологию при поступлении. А она говорит: «Бабушка, у меня трудности были с физикой, поэтому пошла на эту специальность, чтобы для самой себя всë понять и рассказать детям», — говорит Людмила Николаевна.
«Александре математика всегда проще давалась, чем биология и химия. Она не гуманитарий и любую задачу сама старалась разобрать, и у неё это получалось», — добавляет Ирина Алексеевна.

А как вы относитесь к тому, что ваша дочь тоже станет учителем?

Мне кажется, хорошая профессия для человека — постоянно общаешься с молодежью, долго не стареешь, всегда в курсе всех событий, которые у них происходят. Многие видят плюсы в том, что у учителей долгий отпуск, а мне кажется больше всего плюсов в том, что общаешься каждый день с детьми, знаешь их прекрасно, знаешь, чего от детей ожидать. Так что думаю и у неё все получится.

Самое важное

Скажите, что значит для вас быть учителем? 

Да в таком глобальном плане мы всю жизнь сюда отдаем. Большую часть жизни учитель посвящает школе, посвящает тому, чтобы воспитывать, развивать детей, а меньше времени остается на то, чтобы посвятить его дому, семье. Потому что всë это в двадцать четыре часа не укладывается. Нужно, чтобы сутки были больше. Как учителю математики очень важно всегда самосовершенствоваться, стремиться к высшему уровню. Мне кажется, что учитель всю жизнь учится, чтобы достичь этого высокого уровня, однако его никогда не достигнешь. Потому что количество различных задач меняется очень быстро, как и способов и условий их решения, поэтому в них нереально очень быстро сообразить и разобраться. И учишься вместе с детьми, сколько лет будешь работать — столько лет будешь учиться всему новому и новому, — отвечает Ирина Алексеевна. — Я большую часть проработала с маленькими детьми, поэтому для меня быть учителем — это быть второй мамой для них. Кому-то там штанишки застегнëшь, кому-то шнурки завяжешь, поможешь курточку надеть, поможешь рюкзачок за спиной поправишь. К радости и к счастью моему мои ученики, когда уходили, посылали воздушный поцелуй в знак прощения. Я думаю, что я как учитель состоялась и выпуски были хорошие, дети были воспитаны, ко мне относились хорошо. И не только дети, их родители, когда по селу идëшь, здороваются, общаются со мной, благодарят за детей. Думаю в этом самая главная роль учителя.

Екатерина Городова

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияВчера, 10:35
Четыре муниципалитета Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки
Материал
Происшествия21 декабря , 10:15
Два мирных жителя пострадали при атаке беспилотника в Краснояружском районе
Материал
Общество21 декабря , 09:36
Губернатор Гладков: «13 учителей воспользовались поддержкой в рамках программы «Земский учитель»