Первая земская школа в селе Большая Халань была открыта в 1868 году. В те годы это было большое образовательное учреждение. Известно, что в 1897–98 учебном году в мужской школе обучались 233 мальчика, в женской — 132 девочки. В начале прошлого века здесь работали выдающиеся учителя — Емельян Клещунов, Владимир Разумовский, Фёдор Косило, Евдокия Рядкова, Анна Косилова. В экспозиции музея находятся книги конца XIX — начала ХХ века из домашней библиотеки Косиловых — старейшей учительской династии школы.
«Современное здание построили в 1981 году. Место выбрали в центре села. У нас рельеф местности холмистый, поэтому, чтобы выровнять площадку, строителям пришлось насыпать грунт. Внизу возвели подпорную стену, которая удерживала от обрушения и сползания находящуюся за ней землю», — рассказывает директор Большехаланской школы Наталья Ковалевская.
Не предусмотрели тогда только систему водоотведения. За десятилетия дождевая и талая вода подмыла стену, и как результат бетонные блоки сдвинулись с места. Конструкция потеряла свою несущую способность.
Решить проблему удалось с помощью проекта «Инициативное бюджетирование». Педагоги, родители, депутаты земского собрания и члены ТОС «Родник» приложили все усилия, чтобы попасть в программу. Они собрали нужное количество подписей, написали проект и защитили его.
Ремонтные работы строители начали в июне. Подрядчики демонтировали деформированную подпорную стену, выровняли грунт, заново установили бетонные блоки и добавили новые. А самое главное, для сохранения целостности конструкции на объекте произвели монтаж системы водоотведения.
«Проект «Решаем вместе» — это возможность воплотить идеи в команде с органами власти. Всего в этом году на территории района будет реализовано шесть инициативных проектов. Очень важно, когда жители не только видят проблему, но и говорят о ней, предлагая своё видение разрешения ситуации. Конечно, такие инициативы поддерживать не только необходимо, но и приятно», — поделился своим мнением, инспектируя результат завершённых работ, глава администрации Корочанского района Николай Нестеров.
В новом учебном году в Большехаланской школе за парты сядут 92 ученика. Первый звонок прозвенит для 10 первоклассников. Сейчас в образовательном учреждении идут последние приготовления ко Дню знаний.
«Хочется, чтобы в сентябре ребята пришли в обновлённое пространство. В школе сделали небольшой косметический ремонт. Основной упор в этом году — на масштабное благоустройство. Дети проводят много времени в школе, играют на площадках и отдыхают в рекреационных зонах. Им должно быть комфортно как в самой школе, так и на дворовой территории», — отмечает Наталья Николаевна.
Учителя действительно постарались. Школьный двор получился уютный и очень красивый: везде зелень, разноцветные клумбы, чистота и порядок. На территории есть географическая площадка, где расположены приборы, макеты, пособия. Здесь учителя регулярно проводят учебные занятия и практические работы, учат детей наблюдать за природными явлениями. В этом году территорию огородили, а также добавили новые инструменты и приспособления для изучения окружающей среды. В этнографическом уголке появился небольшой водоём. Учителя подошли творчески к оформлению игрового пространства: оборудовали уличное шахматное поле и комплекс «крестики-нолики». Установили развивающие кольцебросы. В зоне Памяти появились арт-объект «Звезда» и клумба в виде георгиевской ленты. Входная зона тоже обновилась. Вдоль тротуара высадили хосты и покрыли поверхность земли древесной корой. Рядом оформили клумбу-часы.
Чтобы территория заиграла новыми красками, педагоги использовали разные стили ландшафтного дизайна. На цветниках однолетние и многолетние растения высажены в определённой последовательности. Они напоминают витиеватый ковровый узор. Украшены композиции декоративным камнем, который гармонирует с любыми растениями, деревьями и цветами. К юбилею основания Корочанского района педагоги сделали новую композицию. Она представлена в виде карты муниципалитета, на которой схематично определены городское и сельские поселения. Каждая территория засажена петуниями одного цвета. Везде стоят информационные таблички с названием территории и изображениями главных местных достопримечательностей.
«Школа — наш общий дом. Мы стараемся, чтобы каждый уголок был обустроен и радовал коллектив и учащихся. Все тематические зоны имеют не только эстетическую, но и образовательную и воспитательную функции. Это позволяет детям развиваться, открывать для себя новые горизонты. Летом школьники посещали трудовой лагерь. Дети нам помогали пропалывать клумбы, высаживать цветы. Придя 1 сентября в школу, они будут видеть красоту, созданную своими руками, а значит, будут больше ценить её и беречь», — считает Наталья Ковалевская.