Александр Малышев посвятил жизнь народному промыслу своего родного села Прудки — созданию ароматной и полезной сушки. Местность вокруг села всегда была богата своими фруктовыми садами, а близлежащие леса были полны грушей дичкой. По словам мужчины, традиция собирать яблоки и устраивать сушни (сушилки для фруктов) была распространена почти во всех семьях. Проходенские и прудковские жители возили продавать свою знаменитую сушку почти по всему Советскому Союзу.
Старинный промысел не обошёл стороной и семью Малышевых — юный Александр помогал в сушильном деле своей маме.
«Я, как и многие сверстники, с детства был погружён в культуру сушки фруктов — помогал собирать плоды, мыть, резать, укладывать. Собирали дикие яблоки и груши, но был у нас и большой сад возле дома, что очень удобно. В лес собирать ездили на велосипедах — возьмёшь три мешка, наполнишь, прикрепишь к раме и на багажник и везёшь домой», — вспоминает мужчина.
Сушни тогда были земляными — для топки выкапывалась яма, а плоды помещали над ней на решётки из орешника. В 70-е годы на смену таким сушням пришли кирпичные, где вместо палочек использовалась железная сетка. В топку конструкции идут определённые сорта древесины — чаще всего это дуб, яблоня и груша. Особо хорош для изготовления продукции корень дуба, который не горит, а тлеет — что идеально подходит для сушки.
В хозяйстве у Александра Малышева три собственноручно изготовленных сушни. Для полной готовности сухофруктов требуется три дня беспрерывного процесса — огонь приходится поддерживать не только днём, но и ночью. Готовые или отбракованные плоды во время надо отбирать вручную. Фрукты, как семечки на сковороде, необходимо часто перемешивать, для чего умелец использует специальную деревянную лопату.
«Заниматься сушкой самостоятельно я начал лет восемь назад, и в первый год ещё не до конца понимал высохла груша или нет — сразу складывал в мешки. А потом мне мужчина один сказал, что надо перепроверить — открываю, а фрукты все белые, пришлось выбросить. Теперь я уже вижу «некондицию», и снятую партию не складываю сразу, а отправляю на чердак, где сушка дышит и доходит», — делится Александр Малышев.
Для изготовления сухофруктов Малышев берёт в основном яблоки и груши, но отмечает, что сушить можно и чернослив. Последний требует очень много внимания — его нужно сушить потихоньку на маленьком огне, чтобы не вытек весь сок.
«Активная работа начинается где-то с середины августа, но подходят не все сорта фруктов. Красная груша Дуля очень сладкая и сохраняет свой вкус при сушке. Сочные груши не поддаются сушке — они очень сильно отдают сок и от них почти ничего не остается. Я столкнулся с такой проблемой в одной из партий, когда пытался засушить грушу, которую не знал», — рассказывает мужчина. — «За сезон можно насушить сухофруктов в среднем от полтонны до тонны. С тонны сырых груш получается три — три с половиной центнера сушек, яблоко даёт выход один к шести. Все зависит от самого плода — лесная дичка она сама маленькая и усыхает мало. Если груша спелая, она лучше сохнет и в массе больше остаётся, в отличии от того, когда она ещё зеленоватая — такой плод не сжимается, и не получается хорошей сушки».
Произведенные таким методом сухофрукты сохраняют в себе много полезных свойств — обработанные не химией, а натуральным теплом от дров, они могут храниться несколько десятилетий. Александр Малышев отмечает, что для этого также важен правильный уход — хранить готовую сушку надо в сухом помещении, где нет грызунов.
Со своими сухлфруктами Александр Малышев часто ездит на всевозможные культурные события нашего региона. Если они проходят на территории муниципалитета, то умелец представляет родное Проходенское сельское поселение, а если событие областного масштаба — Корочанский район.
Найти место продажи сухофруктов легко — по ароматному запаху свежесваренного компота, дыму от макета сушни. Все это Александр Малышев сделал своими руками. Сначала мужчина выезжал на ярмарки с палаткой, украшенной рушниками, но такое было у многих — поэтому он решил сделать деревянный домик с крышей и четырьмя открывающимися окнами, а позже появилась уменьшенная копия сушни из фанеры.
Александр Малышев старается к каждому мероприятию сварить компот из фирменной сушки, чтобы угостить людей:
«Компот делаю по такому рецепту — на 50-литровую кастрюлю беру по полтора килограмма груш и яблок, добавляю сахар по вкусу и заливаю водой по самый верх. Получается 35 литров готового компота. Мне часто говорят, что компот сладкий, но это потому, что я делаю его под свой вкус. Если кому-то нравится ярко выраженная нотка груши надо просто поменять пропорцию и положить её больше, но яблоки не стоит убирать для сохранения интересного вкуса. Важно помнить, что если и груши и яблоки будут сладких сортов, компот может получиться пресным, и надо обязательно добавить кислоты, либо смешать с кислым сортом».
Для самых маленьких местом притяжения становится русская печка, которую надо погладить и попросить «сделать чудо» — она чихает, начинает дымится, а потом выпускает яркие радужные пузыри, к восторгу и радости детей. Александр Малышев признается, что в планах у него научить печку чихать и выдавать пирожки.
Сохранять наследие своего родного края — важная миссия, которую Александр Малышев выбрал сам и придерживается ежедневно. В свои 62 года мужчина успевает не только производить вкусные сухофрукты, варить компот и делать яблоки в карамели, но и выполнять работу в местном Доме культуры и в ополчении, участвовать в волонтёрских акциях. У него много интересных задумок и планов, которые он с присущим ему усердием собирается воплотить в жизнь.