Математика — это один из самых главных и трудных школьных предметов. На уроках учителя школы им. Д.К. Кромского Нины Фесенко геометрические фигуры и сложные вычислительные формулы становятся лёгкими и понятными. Каждый её урок превращается в увлекательное путешествие в страну цифр, вызывая восторг и восхищение у учеников.
«Я очень любила учиться. Мне нравилась сама атмосфера школы. До сих пор с теплом и трепетом вспоминаю годы, когда сама была ученицей. У нас был хороший и дружный класс. Учителя — замечательные люди, требовательные, в меру строгие и всё понимающие. В средней школе классным руководителем нам назначили молодого учителя изобразительного искусства. Он только окончил вуз и пришёл на работу. В нём было столько сил, энергии, креатива. С ним часто ходили в походы на природу, проводили интересные мероприятия в классе», — вспоминает беззаботное детство Нина Фесенко.
Свою жизнь после окончания школы наша собеседница планировала связать с милицией. Она хотела получить юридическое образование и работать следователем. Но в неспокойные 90-е годы никакой уверенности в завтрашнем дне эта специальность не сулила. Поэтому свой выбор выпускница женщина сделала в пользу благородной профессии.
«Наш класс был с математическим уклоном. Девять часов в неделю мы занимались решением задач и примеров. Я безумно любила нашего учителя — Татьяну Снесарь. Это замечательный педагог, прекрасно знающий свой предмет. На уроках она придумывала разные необычные наглядные пособия, сложные темы быстро запоминались, становясь простыми и понятными. На её занятиях мы заряжались положительными эмоциями. Татьяна Николаевна стала для меня примером для подражания, образцом учителя с большой буквы. Решение стать учителем математики я приняла, глядя на неё», — признаётся Нина Фесенко.
Детство и юность героини прошли в казахстанском городе Аксу (бывший Ермак). После окончания школы она переехала в Омск. Здесь когда-то в педучилище на воспитателя училась её мама.
Абитуриентка и её родители выбрали три вуза: политехнический, транспортную академию и Омский государственный институт им. Ф. М. Достоевского. Он находился дальше всех, и семья посетила его самым первым. Впечатления от вуза остались хорошие. Представитель приёмной комиссии всё подробно и ясно рассказала. Нина Фесенко сдала документы, а в остальные учебные заведения решила не ехать.
«Первый год оказался крайне сложный. Связи со школой по предмету не было никакой. Я хорошо помню первое занятие по алгебре. В аудиторию зашёл профессор и прямо с порога сказал: «Записываем, групоиды» и стал читать лекцию. Позже выяснилось, что никто ничего из услышанного не понял. Все были растеряны. Чтобы разобраться с вузовской программой приходилось много времени проводить в библиотеке, изучать дополнительную литературу, обращаться за помощью к старшекурсникам. Со временем я и мои одногруппники освоились. Учиться стало немного легче. А после первой сессии мы и вовсе приободрились», — продолжает беседу Нина Фесенко.
После учёбы Нина Фесенко начала осваивать профессию на практике. Свой трудовой стаж начала в городской школе Омска. Первый рабочий день выдался не из лёгких.
«В нашем вузе распределения не было. Студенты сами ходили по школам в поисках вакансий. Свободного места в образовательных учреждениях я не нашла и уже собиралась ехать в родной город, искать работу там. Мне позвонила подруга. Она уже работала в школе и предложила устроиться туда же. Я согласилась. Мне выделили рабочий кабинет, на стенах которого были обои с изображением синего моря и камней. Они казалась очень «тяжёлыми». Сначала пришлось их убрать, навести порядок в классе и уже потом готовиться к урокам», — делится воспоминаниями Нина Фесенко.
Математику молодой учитель вела у разновозрастных классов. Сложнее всего завоевать авторитет оказалось у старшеклассников. В корне изменить ситуацию помог случай. Школьники играли на стадионе в футбол. Игра складывалась не очень удачно. Нина Фесенко вышла на поле и стала играть вместе с ребятами. Сначала счёт сравняли, а затем и вовсе обыграли соперников. Дети было очень удивлены. С тех пор на уроках стали вести себя серьёзнее.
Надо сразу отметить, что педагог заядлая спортсменка. Она обожает все виды: плавание, баскетбол, волейбол, лыжи. Физическая активность и движение, азарт соперничества и желание побеждать — именно за это Нина Фесенко любит спорт.
«Как говорит моя мама: «Спорт появился в моей жизни с трёх лет». Во дворе, где мы жили, была высокая железная горка. Я могла всю прогулку на ней кататься. В четыре года свободно прыгала на скакалке, на смену которой пришли велосипеды и мячики. Это были лучшие подарки на дни рождения. Я больше дружила с мальчишками. Мы могли весь день играть в футбол на площадке или гонять по двору на велосипедах», — говорит учитель.
Два года она занималась фигурным катанием, затем переключилась на плавание. За восемь лет добилась высоких результатов. Отстаивала на соревнованиях честь школы и города, выигрывала кубки и медали. Благодаря своему упорству стала кандидатом в мастера спорта.
«Тренер с нами занимался на профессиональном уровне. Никаких поблажек не было. Естественно, во время учебного года это сказывалось на посещаемости и успеваемости. В 9 классе нас отправили на очередные сборы в Темиртау. Организаторы обещали, что мы будем в первой половине дня учиться, а во второй — тренироваться. По факту успевали только на три урока — математика, физика и литература. На сборах пробыли почти два месяца. По приезду домой мама сказала, что от плавания придётся отказаться. Учёба важнее. После долгого отсутствия мне пришлось наверстывать школьную программу. Экзамены за девятый класс сдала успешно. А по вечерам ходила в школьный спортзал, чтобы поиграть с ребятами в волейбол или баскетбол», — рассказывает собеседница.
Из всех видов спорта Нина Фесенко всегда выделяла футбол. Раньше активно болела за Киевское «Динамо». Знала всех игроков по именам и смотрела все матчи с любимой командой.
Математика — наука точная, многие люди думают, что учителя точных наук говорят только на языке цифр. Но это совсем не так. От гуманитарных дисциплин природа наделила Нину Фесенко способностью писать стихи. Она отмечает, что рифмует строчки не самопроизвольно, а по необходимости. Впервые этот талант у себя обнаружила в школьные годы.
«На уроке переписывались с одноклассницей, она попросила дать ей ответ в стихотворной форме. Я срифмовала несколько строк. В то время на телеэкраны вышел популярный бразильский сериал «Просто Мария». В качестве личного эксперимента, я подробно описала в стихах сюжет нескольких серий. Получилось очень интересно и даже с юмором», — признаётся Нина Фесенко.
Потом, когда в школе и дома узнали о её умении, родственники и близкие простили написать произведение, приуроченное ко дню рождения или свадьбе. Она интересовалась общей информацией: где и когда родился человек, как зовут близких, чем он увлекается, и на основе этого сочиняла персональное поздравление. А когда работала в Омске на выпускной своего класса подготовила 25 песен о педагогах. Каждое произведение написала по мотивам любимых композиций учителей. Концерт тогда получился весёлым и трогательным. В 2018 году Нина Фесенко участвовала в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» и всё своё выступление тоже подготовила в стихотворной форме.
Общий педагогический стаж Нины Фесенко составляет 25 лет. Её уроки отличаются чёткой структурой, логикой, практической направленностью. Она умело сочетает разные приёмы и методы, развивая у детей мышление, речь, память, воображение, интерес к научно-исследовательской деятельности. Детям нравится такой подход.
«Я всегда стараюсь, чтобы на занятии был элемент юмора: можно вспомнить анекдот, в какой-то степени связанный с изучаемой темой, сценку из «Ералаша» или мультфильм. На конкретном примере дети лучше понимают и быстрее запоминают предмет. Недавно с пятым классом мы изучали единицы измерения по шкале. Для примера хорошо подошёл мультфильм «38 попугаев», когда герои мерили длину Удава. Ребята легко освоили материал и не испытывали трудностей, решая примеры и задачи», — говорит учитель.
Нина Фесенко уверена, что сделала правильный выбор профессии. Любимое дело и преподавание ежедневно приносит ей огромное удовольствие и помогает мотивировать детей получать новые знания.