Я хочу рассказать о моём наставнике, с которым я занимаюсь вокалом. Преподаватель отделения хорового пения Корочанской детской школы искусств Светлана Борисова открыла для меня мир музыки, занимающей важное место в нашей жизни и сопровождающей нас повсюду. Проснувшись утром, мы делаем зарядку под ритмичную и бодрящую мелодию. Добираясь на работу или в школу, слушаем песни на любимой волне. Школьная учебная неделя, как и любое мероприятие, начинается с гимна Российской Федерации, который мы узнаем с первой ноты. Ни одно мероприятие не обходится без музыки. И Светлана Борисова считает, что петь и слушать музыку нужно учиться.
Светлана Николаевна, расскажите о себе.
Я работаю преподавателем уже 22 года. Руковожу хором «Радуга», вокальными ансамблями «Хорошие девчата», «Девчата» Корочанской детской школы искусств, вокальными ансамблями «Созвездие» и «Ручеёк» Корочанского районного дома культуры.
Когда Вы начали заниматься музыкой?
В нашей семье все увлекались музыкой. Поэтому мой путь был определён с детства. Как правило, маленькие дети просят почитать им сказку на ночь, а я обычно перед сном пела. Я захотела играть на скрипке, и мама отвела меня в музыкальную школу, но, уже тогда, я точно понимала, что больше всего люблю петь. После получения школьного аттестата окончила факультет музыкального творчества Белгородского государственного института культуры и искусств. Перед тем, как прийти работать в Корочанскую детскую школу искусств, преподавала в Детской школе музыки и искусств № 7 им. Хамзы, работала в детском саду города Чирчик в Узбекистане. Сегодня я не могу представить свою жизнь без преподавательской деятельности.
Как Вы считаете, когда лучше всего начинать заниматься пением?
Пением надо заниматься только тогда, когда не петь у тебя просто не получается! А вообще начинать целенаправленно заниматься вокалом можно в любом возрасте. Главное иметь для этого вокальный слух, голосовые данные и, в первую очередь, большое желание. Научить петь можно кого угодно: пользоваться голосом, сформировать правильные навыки, развить дыхательный аппарат. Вопрос в том, какова конечная цель. Ведь в плане вокальных данных человеку может быть изначально много дано физиологически, а может, наоборот, совсем не дано.
Светлана Николаевна, как Вы выстраиваете отношения с учениками?
Занятия вокалом требуют, прежде всего, индивидуального подхода, ведь голос — это своего рода инструмент, который тоже необходимо настраивать. Только в отличие от музыкального инструмента сделать это не так просто. Его правильная работа зависит от многих составляющих: состояние здоровья, развитость речевого аппарата, погода за окном, настроение. Поэтому с каждым учеником я выстраиваю свою траекторию, нахожу личный контакт. С одними взаимодействие возникает сразу, с другими бывает сложнее и требуется больше времени, но я всегда добиваюсь поставленной цели, ведь без понимания, как говорится, с полуслова или с одного взгляда невозможно будет работать. Пение — это ещё и умение чувствовать, своеобразный энергетический обмен.
От чего зависит выбор репертуара?
К выбору репертуара своих учеников и творческих коллективов у меня особый подход. Бывает так, что ученики сами приносят мне композицию, которую хотят спеть. Я всегда приветствую, когда воспитанники проявляют собственную инициативу. А бывает и наоборот. Когда кто-то не хочет исполнять то, что предлагаю я, никогда никого не заставляю. Ни при каких условиях не отступлю от своих принципов, главный из которых — делать всё с желанием. Для меня важно, чтобы ученику нравилось то, что он поёт.
Светлана Николаевна, как Вы считаете, нужно ли участвовать в конкурсах? Если да, то почему?
Участие в конкурсах в какой-то степени вредит. И это вовсе не потому, что дети испытывают на них больше стресс. Сравнение голоса даже при безупречном владении искусством пения не совсем правильно, как, к примеру, сравнение цвета волос, глаз, кожи одного человека с другим. И если ребёнок не желает участвовать в конкурсах, боится неудачно выступить, значит, этим заниматься не стоит. Тем же, кто занимается пением всерьёз, конкурсы необходимы, ведь вокалист растёт не от занятия к занятию, а от выступления к выступлению.
Любой конкурс — это стресс, и к нему необходимо подготовиться психологически. Конечно, перед каждым конкурсом я настраиваю своих учеников на победу, но в то же время готовлю и к тому, что участие гораздо важнее. Когда у ученика что-то получается, это несравнимый с личными достижениями внутренний восторг. Конкурсы бывают разные по уровню, профессионализму и подходу жюри, но важных, значимых для себя не выделяю. Я никогда не стремлюсь к тому, чтобы мои ученики заработали как можно больше грамот и дипломов. Для меня отличное выступление солистов или хора на обычном концерте намного ценнее.
Какими качествами должен обладать педагог, работающий в школе искусств?
Большой внутренней культурой, профессиональной этикой и, несомненно, огромной любовь к своим ученикам. Ведь умение научить — дорогого стоит.
Бывали моменты, когда вы хотели всё бросить? Какие меры Вы предпринимаете в этой ситуации?
Нередко случаются моменты усталости, когда опускаются руки и хочется всё бросить. Но к счастью, спасает любовь к музыке и успехи учеников. Если у ребёнка долго что-то не получалось, и вдруг получилось — это здорово! Как тут можно опускать руки? Такие вот небольшие достижения и заставляют двигаться вперед.
Вы волнуетесь перед выступлением? Как справляетесь со своими чувствами?
Да и борюсь с этим чувством, целиком погружаясь в процесс, стараясь не думать о результате. Каждую ноту, слово, жест мы тщательно разбираем с учениками после выступления: что получилось хорошо, где были ошибки. Я предпочитаю не какое-то конкретное направление, например, эстрадное пение или вокал, а само искусство пения, особенно хорового.
Какую музыку Вы слушаете дома?
В свободное от занятий время слушаю ту, которую собираюсь исполнять со своими учениками. Мне нравится слушать, как поют мои ученики.
Какие секреты Вы используете в работе?
Хорошее настроение у меня появляется тогда, когда я пою сама. Поэтому на занятиях и репетициях у меня всегда хорошее настроение. Если бы появилась возможность начать свой профессиональный путь заново, я бы не сомневаясь, выбрала профессию, связанную с музыкой.
Светлана Николаевна, большое спасибо за интересную беседу.
Для Светланы Борисовой музыка — это неотъемлемая часть жизни и работы. Она профессионал своего дела, у которого другие могут получить совет, замечательный человек, опытный и всей душой любящий детей педагог. Здорово, что у меня есть такой наставник Светлана Борисова.