С апреля 2023 года муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» запустило проект, направленный на повышение уровня экологической культуры подрастающего поколения. Здесь предварительно ознакомились с опытом учреждений, уже реализующих экологические проекты, и с работами популярных экологических деятелей, организующих эколого-просветительские акции. Изучили целевую аудиторию, учли, что экология далеко не первая направленность в списке интересов подрастающего поколения. Провели входной мониторинг и определили уровень экологической культуры у дошкольников и обучающихся общеобразовательных учреждений.
Самый высокий уровень экологической культуры у обучающихся начальной школы, это обусловлено реализацией школьного предмета «Окружающий мир», в котором последовательно и логично излагается тема взаимоотношений человека и окружающего его мира. А вот для старших школьников предмет «Экология» не является обязательным, и экологическое образование ложится на учреждения дополнительного образования и на внеурочную деятельность.
Идея реализации проекта возникла из необходимости повысить уровень экологической культуры обучающихся. Поэтому объектом проекта выбрали предметы, которые ежедневно присутствуют в жизни детей. Это бумага и фломастеры.
Все дети любят рисовать, и самый распространенный материал для рисования фломастеры. Они оставляют яркий, сочный, плотный цвет, который радует глаз, поэтому пользуются популярностью и у детей, и у взрослых. Прототип фломастера возник еще в средние века в виде гусиного пера. Тот же самый принцип: чернила заполняют пустотелый стержень птичьего пера. А заточенный кончик пера оставляет чернильный след на бумаге.
Если провести фломастером линию, след ее будет превышать 500 метров, а вот след от изготовления самого фломастера может тянуться без малого 500 лет. Кажется неравносильное сравнение 500 метров и 500 лет. Откуда такие цифры? Да, мы не знаем точно сколько будет разлагаться пластиковый корпус фломастера, потому что за всю историю производства и использования пластика, начиная с 1907 года, мы еще не настигли период его полного разложения. Мы смогли наблюдать только распад пластика на микропластик, и о вреде его слышал каждый.
Изучая опыт сбора и переработки различных нестандартных видов отходов, мы ознакомились с деятельностью такой некоммерческой организации как «Собиратор». Перечень принимаемых видов отходов у них достаточно большой. И это несмотря на то, что не все из этих материалов могут перерабатываться. То, что не попадает в переработку, подвергается апсайклингу, и получает новую жизнь.
Объектом нашего внимания стали ручки и фломастеры, они ежедневно используются миллионами людей: в детских садах, школах и офисах. Мы используем их настолько часто, что не успеваем задумываться, куда они исчезают после того, как срок их службы подходит к концу. Мы нашли компанию ООО «ВикиВосток», они специализируются на переработке корпусов ручек, фломастеров и зубных щеток. Компания согласилась сотрудничать с нашими образовательными учреждениями при условии, что объем собранного материала будет не менее 100 кг. Так же обязательным условием является разборка и сортировка корпусов от фломастеров по цветам. Ребята внесут свой огромный вклад в чистоту и здоровье нашей планеты!
В рамках проекта в каждом образовательном учреждении Корочанского района организован пункт приема корпусов от фломастеров. Мы призываем вас не остаться в стороне! Не выбрасывайте фломастеры в урну, принесите их в пункт приема. Фломастеры можно принести на Станцию юных натуралистов по адресу: г. Короча, пл. Васильева, д. 2 (режим работы: пн-пт с 8:00 до 17:00).
В феврале образовательные учреждения проводят акцию Щеткасдавайся.рф, в рамках которой в переработку принимаются использованные зубные щетки. Все они будут направлены в переработку, из них изготовят тротуарную плитку.
Экологическое просвещение в образовании строится на теории, а опыт обращения с отходами касается сбора и переработки только косвенно. Школы района имеют большой опыт сбора макулатуры, некоторые собирают пластиковые крышечки, на этом все. Это не означает, что школы должны стать пунктом сбора различных видов отходов. Но образовательные учреждения должны стать проводником во взрослое, осознанное отношение с отходами. Важно воспитать у подрастающего поколения правильную культуру потребления. И познакомить с современными способами переработки мусора, а также показать, насколько важно разумное потребление.
Педагог-организатор Наталья Псарева