– Марина Ивановна, с чего всё началось?
– Цветочный бизнес – это нелёгкий бизнес, но когда только начинала, не знала об этом. Всё было по любви, по любви остаётся и сейчас, иначе бы не продержалась так долго. Моя работа – это моё детище, которое радует, заставляет улыбаться и позволяет дарить людям радость. Ведь цветы – это всегда эмоции, потому что букеты дарят на радостные события: свадьбы, дни рождения, юбилеи. В таком бизнесе приятно находиться.
– Что нужно, чтобы открыть цветочный магазин?
– Прежде всего – место с большой проходимостью покупателей. А ещё в шаговой доступности должна находиться стоянка для автотранспорта. Основная сложность этого бизнеса в том, что цветы – скоропортящийся товар. В среднем на списание уходит до 10 % от общего объёма. Растения увядают через 3–4 дня. Поэтому я заказываю товар в небольших количествах, чтобы он всегда был свежий и радовал покупателей. Цветы поступают два раза в неделю – в понедельник и четверг. Многие думают, что для работы флористом не нужны специальные навыки, но это не так.
Профессия, как и любая другая, требует постоянного обучения: необходимо знать основы сочетания растений и техники создания букетов. Соблюдая эти условия, можно создавать самые разнообразные цветочные композиции, которые будут радовать даже самого изысканного покупателя.
– У каждого свои вкусы и предпочтения. Как вам удаётся предугадывать желания клиентов?
– В торговле самое главное – индивидуальный подход. Основной вывод, который я сделала за долгие годы работы в этом бизнесе, – нужно уметь слышать клиента. Если ему не нравится роза, не нужно доказывать, что она будет долго сохранять свежесть. Если клиент не любит хризантемы, то не надо объяснять, что это сейчас модно. Нужно слышать клиента и делать красивые букеты по его вкусу.
– Кто чаще приходит к вам в магазин: мужчины или женщины?
– По опыту работы могу точно сказать, что это представительницы прекрасного пола. Женщины часто приходят и покупают сами себе букеты без повода, потому что хотят порадовать себя и создать уютную атмосферу в доме. Это эмоциональный товар: даже несколько цветов в маленькой вазе поднимут настроение и украсят ваш интерьер. Мужчины приходят в магазин в преддверии праздников. Хотелось бы обратиться к сильной половине человечества: не нужно дарить букеты только на 8 Марта или день рождения. Цветы – это порыв. Пришла мысль – берёшь и даришь. Сейчас клиентская аудитория очень искушённая. Многие любят, чтобы цветы были в тон подарку, платью, стенам дома или ресторана. Вариантов много, всё зависит от заказчика.
– Какие композиции заказывают корочанцы?
– Ещё несколько лет назад было большое отставание между столичным букетом и букетом в Короче. Сейчас разницы практически нет. Мы немного отстаём от Европы, но больше по вкусовым предпочтениям. Там есть флористика, которая у нас менее популярна. Например, зелёные букеты, которые состоят полностью из зелени, всевозможной травы. Это мировой тренд, для нас он в новинку. Цветок в таких букетах может быть акцентом. Это очень красиво. У нас тоже есть клиенты, которым нравятся такие варианты, но их мало. Популярным является тренд на асимметрию в композициях. Такие букеты называют лохматыми. А вообще, сейчас такой богатый выбор во флористике, что никого ничем не удивишь.
– Когда человек получает в подарок красивый букет, ему, конечно, хочется, чтобы он как можно дольше оставался свежим. Поделитесь секретами, как продлить жизнь букета.
– Воду желательно менять каждый день. Она должна быть прохладная, не тёплая. Перед тем, как поставить цветы в вазу, каждую ножку нужно подрезать примерно на один сантиметр. В среднем букет срезанных цветов может простоять от 5 до 10 дней, но бывает и дольше. Тут не угадаешь, цветок тоже с характером, ему может много чего не понравиться. Например, перепады температур.
– Марина Ивановна, что бы вы пожелали своим коллегам в профессиональный праздник?
– Быть предпринимателем – особый труд. И в этот день хочу пожелать всем, кто посвятил свою жизнь этой сфере экономической деятельности, не терять уверенности в собственных силах, не бояться идти на риск и верить в успех. Предприимчивые люди всегда нужны району, краю и стране.