Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в покупках. Ребёнок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дёшево», «продать», «заработать».
«Многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, новым игрушкам. Чтобы объяснить малышам, что такое деньги, откуда они берутся, как ими правильно распоряжаться, с 2023 года наш детский сад «Сказка», как и ряд других дошкольных образовательных организаций района, включился в реализацию муниципального проекта «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста на территории Корочанского района «Я с финансами на ты», – рассказала воспитатель подготовительной группы Валентина Литвинова.
Для наглядности в детском саду обновили предметно-пространственную развивающую среду: оборудовали центр «Юный финансист», который включает в себя игровой «Банкомат», атрибуты для игр в «Сбербанк», «Супермаркет», «Аптеку», «Салон красоты», «Семью», «Строителей».
«Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются экономике. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных финансовых знаний», – добавила Валентина Петровна.
В свободном доступе для детей находятся дидактические игры: «Кто кем работает?», «Разложи товар», «Продолжи предложение», «Школа банкиров», «Товары и услуги», «Какие бывают доходы?», «Чей труд важней?», «Кафе «Вкусно и полезно», «Путешествие по экономическим сказкам», в том числе и изготовленные руками педагогов.
В качестве одной из форм познавательно-игровой деятельности используют комплексно-тематическое занятие. Образовательная деятельность по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром обогащается финансовым содержанием. Это даёт возможность педагогам интегрировать задачи финансового воспитания в разные виды деятельности.
Помогают родители
Работа по воспитанию финансовой грамотности дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.
«Поэтому мамы, папы, бабушки и дедушки наших воспитанников стали непосредственными участниками мероприятий проекта. С их помощью реализуется такая образовательная технология, как «Гость группы», где родители выступают организаторами образовательного процесса, рассказывают детям о своих профессиях, о том, чем они занимаются и почему важна их работа. В качестве гостей приглашали бухгалтера, сотрудника банка, продавца», – отмечает воспитатель.
В свою очередь родители со стороны педагогов в родительских уголках, на собраниях, в индивидуальной форме систематически получают необходимую консультативную помощь по темам: «Деньги в понимании детей», «Финансовая грамотность и её роль в жизни ребёнка», «Когда стоит разговаривать с ребёнком о деньгах?» Педагоги детского сада активно используют в работе родительский чат, в который направляют интересные материалы.
Значительная роль в формировании основ финансовой грамотности у детей отводится предварительной подготовке педагогического коллектива и полноценному методическому обеспечению образовательного процесса. Поэтому педагоги детского сада принимают участие в методических мероприятиях, транслируют опыт в конференциях различного уровня, участвуют в конкурсах. Воспитатели прошли курсы повышения квалификации по программе «Формирование основ финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста» в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И. Н. Ульянова.
«Таким образом, участвуя в реализации муниципального проекта «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста на территории Корочанского района «Я с финансами на ты», воспитатели детского сада № 1 «Сказка» максимально полно используют интерес детей к миру экономики, расширяют их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников», – подчеркнула Валентина Литвинова.
Дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заёмщики, налогоплательщики. Именно поэтому знания по правильному обращению с деньгами важно давать в дошкольном возрасте, когда у ребёнка только формируется внутренняя социальная позиция.
Татьяна Шумова,
старший воспитатель детского сада № 1 «Сказка» Корочи