Наталья Ивановна родилась и выросла в селе Яблоново Корочанского района. Здесь же окончила местную школу. Поступила в Белгородское педагогическое училище и получила специальность «воспитатель детского сада». По распределению попала в Ивнянский район. Там устроилась на работу, вышла замуж. В счастливом браке родились две замечательные дочери.
«Мы предполагаем, а Бог располагает. По семейным обстоятельствам мне пришлось вернуться в родную деревню, – рассказывает собеседница. – Но, как понимаете сами, устроиться по специальности не получилось, пришлось идти работать в магазин. Профессия не творческая, но деньги зарабатывать было нужно».
Как же вы освоили ремесло гончара? – интересуюсь у Натальи Ивановны.
По счастливой случайности. Однажды в магазин пришли сотрудники крепости «Яблонов» и пригласили меня на должность смотрителя к себе в учреждение. Подумала и согласилась. Но оказалось всё не так просто. Я приехала в Белгородский государственный историко-краеведческий музей, к которому относился город-крепость, на собеседование. Директор Вера Владимировна Романенко даже не стала рассматривать мою кандидатуру на должность смотрителя, а твёрдо и настойчиво произнесла: «Будете работать мастером». Вот так я и оказалась в крепости, – продолжила гончар.
Вначале Наталья Ивановна работала мастером декоративно-прикладного творчества. Проводила разные тематические мастер-классы. А затем постепенно начала осваивать и работу с глиной. Изучала информацию в Интернете, читала статьи о гончарном деле. Ездила на курсы к опытным гончарам в Купинский центр традиционной культуры и ремёсел Шебекинского округа и Старооскольский дом ремёсел.
Когда увидела в социальных сетях приглашение на курсы в город Ярославль, её желание научиться ремеслу стало настолько сильным, что она тут же приняла решение отправиться на них.
«Обучение проводил Алексей Юрьевич Золотов – человек, увлечённый гончарным делом. Мастерством он загорелся много лет назад. Пятидневный интенсив с профессионалом научил меня азам. Дальше стала тренироваться дома. В гончарном ремесле главное добиться твёрдости руки, уверенности в движениях. Это приходит только с опытом. Чтобы получилась абсолютно ровная плошка, таких нужно сделать сто штук», – поделилась секретами мастерства Наталья.
Поговорку о том, что не боги горшки обжигают, придумали те, кто к гончарному делу не имеет отношения, уверена мастерица. Мнение, что создать из глины простой горшок или крынку не так уж сложно, ошибочно. По словам Натальи, в этом ремесле много нюансов.
Всё начинается с подборки качественного материала. Сегодня, чтобы сэкономить время, многие мастера покупают уже готовую чистую глину. Наталья предпочитает работать с красной природной – той, из которой ваяли посуду предки. Но даже готовый к работе материал Наталья Ивановна «приучает» к рукам. Важно правильно его подготовить. Мастерица замачивает глину в воде, процеживает от мусора, подсушивает, долго и тщательно промешивает до однородной массы.
«Сначала глину заказывала в магазине. Для лепки свистулек, игрушек-грематушек она подходит прекрасно. Для работы на гончарном круге нужна специальная красная глина, которую один раз, находясь в командировке, привезла сама из Ярославля для пробы. Мне очень понравилось работать с этим материалом: он пластичный, хорошо держит форму, быстро сохнет. В данный момент заказываю эту глину через Интернет», – отмечает Наталья Минакова.
Дальше в ход идёт гончарный круг. На нём важно научиться центровать – то есть комок глины сформировать точно в центре круга. Здесь тоже есть свои секреты: в начале работы скорость должна быть максимальной, а при создании формы изделия – небольшой. Время изготовления глиняной посуды зависит от профессионализма мастера. Наталье требуется всего тридцать минут, чтобы сделать горшочек среднего размера.
«Для меня было важно сделать первый шаг по возрождению этого промысла в Корочанском районе. Сейчас я провожу мастер-классы по работе с глиной для детей и взрослых. Все желающие могут приехать в крепость «Яблонов» и попробовать поработать с глиной», – отмечает мастерица.
Рассказывая о своих достижениях, мастер с гордостью делится, что в составе творческой делегации два раза принимала участие в Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. Работала в выставочном зале «Зарядье» – это культурно-просветительский центр, инновационное общественное пространство у стен Кремля. Парк с необычной архитектурой, высокотехнологичными аттракционами, современным научно-просветительским центром для детей, музейно-выставочным пространством и уникальной ботанической коллекцией со всей России. Там она проводила творческие занятия с детьми и взрослыми. А также исполнила свою заветную мечту – посетила мастер-классы Валерия Куртмулаева.
«Это угличский мастер, художник-скульптор. Он уже 30 лет лепит шедевры из глины. Валерий Куртмулаев смог превратить хобби в дело всей своей жизни. Он знает, что сделать из мухи слона очень просто – надо всего лишь повернуть глиняную свистульку-игрушку с одной стороны на другую. Он не работает, а творит. Его деревянные и керамические изделия удивляют многообразием, сразу видно, какую богатую фантазию имеет автор и сколько души он вкладывает в свои работы, которые любимы не только в России, но и за рубежом. В частности, в итальянском городе Чезена есть музей, где собраны свистульки со всего мира.Учреждение занимает трёхэтажный особняк, в котором есть зал, где экспонируются работы только угличского мастера. За творческий подход к изготовлению свистулек итальянцы присвоили Валерию Куртмулаеву звание «маэстро кукарро», что означает «мастер свистулек», – пояснила Наталья.
На вопрос: «В ваших работах бывают дефекты?» мастер ответила, что такое тоже случается.
«Глина всё-таки живой материал, и даже у каждого отдельного кусочка свои свойства. С плохим настроением за гончарный круг не сажусь. Но после работы ощущаю умиротворённость, состояние душевного покоя. Круг вращается, как планета вокруг солнца, вселяя надежду на доброе и светлое», – говорит гончар и отчего-то смущается.
Наталья Гречихина