Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, дождь
Белгород

За рамками повестки совещания. Николай Рухленко поделился впечатлениями о Жигайловской школе

21 июля , 17:45ОбществоФото: Архив управления образования Корочанского района

Когда в феврале этого года мы в департаменте по контролю и надзору в сфере образования начали разговор о проведении заседания переговорной площадки с руководителями муниципальных органов управления образования и директорами государственных образовательных организаций, параллельно решали, где его орг

На совещании собирались обсудить проблемы по лицензированию, государственной аккредитации образовательной деятельности, подтверждению документов об образовании и о квалификации. Городские школы уже не раз становились базами проведения подобных встреч, и, естественно, возникла мысль провести её в сельской школе.

Выбор пал на Жигайловку

Посовещавшись, определились, что это будет Корочанский район. Позвонил начальнику управления образования Галине Ивановне Крештель и предложил принять переговорную площадку. Мы оба, конечно, понимали, насколько это ответственно и хлопотно, в то же время это возможность продемонстрировать свои наработки, заявить о своём актуальном опыте. Галина Ивановна немедля сразу согласилась. Вели разговор дальше: в какой школе лучше это сделать. Галина Ивановна сказала, что вариантов несколько: на это способна не одна школа, и стала их перечислять. Чувствовал, что по ходу разговора она взвешивала все за и против. А потом сделала небольшую паузу и однозначно как-то произнесла, что предпочтение всё-таки отдаёт Жигайловской, потому что школа капитально отремонтирована, интересно оформлена, есть дошкольная группа, в ней сильный директор и замечательный, сплочённый, работоспособный педагогический коллектив. В пользу Жигайловки было приведено ещё несколько доводов. На том и решили. В силу своей профессиональной деятельности много поездил по области, побывал в большинстве образовательных организаций, а вот Жигайловскую школу посетить не удавалось.

Перед любым ответственным мероприятием лично делаю в учреждение предварительный выезд, причём заранее не предупреждаю. Такой визит всё расставляет на свои места, становится понятно, насколько в учреждении всё стабильно, надёжно, не­уверенность сразу проявится, суета, страх и паника всё выдадут. Мой выезд пришёлся на 15 февраля. В этот день отмечалось Сретение Господне. Также 15 февраля – это День памяти о росси­янах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В честь памятной даты в школе проходило торжественное мероприятие. Актовый зал уже был подготовлен, на столе лежали живые гвоздики, стояли портреты выпускников школы, которые погибли при исполнении служебного долга, школа была в ожидании почётных гостей. А ещё в этот день был страшный обстрел Белгорода, погибли мирные жители, здания получили серьёзные повреждения. Об обстреле узнал, уже будучи в Жигайловке: позвонила жена.

Фото: Архив управления образования Корочанского района

Больше чем школа

В школе всё шло чётко по расписанию – были уроки. О каждом педагоге директор Лидия Николаевна Спивак рассказывала с гордостью, перечисляя качества, делающие его личностью, индивидуальностью. Абсолютно о каждом были сказаны добрые, тёплые слова. И оказалось, что каждый педагог обладает своим почерком, стилем, даром. А мне подумалось, что директор умеет разглядеть, заметить в каждом коллеге то внутреннее сильное ядро, которое развивает, доводя до совершенства, а человеческие слабости на этом фоне становятся незаметными. Из 13 учителей 10 – выпускники этой школы. А педагогический стаж учителя химии и биологии, выпускницы Любови Петровны Лисицкой 57 лет, 55 из них она трудится в родной школе. Её по праву считают наставником. Директор подчеркнула, что Любовь Петровна идёт в ногу со временем, хорошо владеет компьютером, использует IT-технологии.

Жигайловская школа в полной мере погружена в современные реалии: внеурочная деятельность «Разговоры о важном», еженедельные занятия по профориентации «Россия – мои горизонты», олимпиадное и конкурсное движение, волонтёрство, функциональная грамотность, новый учебник по истории, государственная информационная система «Моя школа», трудовое воспитание, «Большая перемена», «Движение первых», дополнительное образование, музейная педагогика и многое другое.

Походив по школе, пообщавшись с детьми и педагогами, понаблюдав за происходящим, понял, что Жигайловская школа гораздо больше, чем школа. Это явление, культурное, социальное, потому что во многом определяет жизнь села, если не определяет, то существенно влияет. В школе 62 ученика и 17 дошкольников. Через судьбу каждого учителя, жителя, биографию каждого ребёнка и выпускника сразу становятся наглядными все существующие противоречия, проблемы, ценности. Здесь каждый ребёнок на виду, школа знает всё о его семейном благополучии и неблагополучии, преодолевая семейный негатив, педагоги лепят, ваяют, формируют характер маленького человека, ориентируя на жизнелюбие, позитив, доброту, милосердие, отзывчивость, душевную щедрость.

Свою биографию школа ведёт с 1899 года. В 1985 году она стала средней. Современное здание построили в 1976 году, а в 2022-м его капитально отремонтировали. В образовательном учреждении созданы все условия для полноценного процесса обучения, развития и воспитания. Школа хорошо оснащена учебным оборудованием, спортивным инвентарём.

Когда вступаешь на школьный двор, то не можешь не обратить внимание на растущие величественные ели. Их существование было под угрозой во время капитального ремонта, но была поставлена цель – ели сберечь. И сохранили же. А как по-другому? Ведь они свидетели истории школы, очевидцы успехов и достижений.

В школе удивительно уютно и чисто. А внутреннее и внешнее, как известно, крепко связаны. Если вокруг вас порядок, то и излучать свет изнутри становится несложной задачей. Если же наоборот, то психика человека чувствует себя в разы хуже. Чистота и уют улучшают концентрацию внимания, настроение, помогают в развитии позитивного мышления и увеличивают продуктивность, энергичность и творческий потенциал. Это факт. Благоприятное окружающее пространство успокаивает, повышает уверенность в себе и вызывает чувство удовлетворения, очищает разум. Физический беспорядок, согласитесь, требует много внимания. Когда мы находимся в чистом и ухоженном пространстве, наше сознание также становится более чистым и спокойным. В таком окружении мы чувствуем себя более комфортно, гармонично. Уверен, что заботу о поддержании чистоты и уюта дети понесут домой, во взрослую жизнь.

Фото: Архив управления образования Корочанского района

Ключ ко всему миру

Когда мы ходили по школе, то директор могла рассказывать долго не только о каждом педагоге, работнике, но и о каждом ученике, причём ни об одном не повторилась. Был создан живописный портрет каждого из 62 школьников. Все они такие разные, но здесь умеют подобрать ключик к каждому.

В самом директоре чувствуются мудрое руководящее начало, твёрдость, умение мотивировать подчинённых. Лидия Николаевна уверена, что школа должна быть вдохновляющей, воздействующей, формирующей, должна вырабатывать у детей навыки социального поведения.

В городе семье проще найти образовательное учреждение, соответствующее ожиданиям родителей. В селе же школа одна, и эта одна-единственная должна отвечать ожиданиям и ценностям разных семей. В Жигайловской школе транслируют детям ценность важности образования, развития, постижения всего нового. Образование в этой сельской школе – ключ к большому миру. Приоритет каждого жигайловского учителя – расширение кругозора ученика, попытка заинтересовать самыми разными проявлениями жизни, деятельность учителя является просветительской.

Школа дружит с родителями, одно дело – заигрывать с ними, другое – строить отношения уважительно, корректно, серьёзно, правдиво, объективно, называя вещи своими именами, говоря правду о ребёнке и предлагая те меры и действия, которые способствуют преодолению негативных проявлений и формированию положительных качеств.

Коллектив уверен, что главное – это воспитание нравственности. Принцип доброжелательности, культ детства и знаний царит во всём. Здесь считают, что педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной. Необходимо понимать эмоции детей и управлять ими, проявлять сочувствие к другим, поддерживать добрые отношения. Педагог должен стараться в любой ситуации представить себя на месте ребёнка, отказаться от идеи превосходства, всегда найти то, за что можно похвалить ученика, уметь выслушать и услышать каждый ответ, научиться не приказывать, а просить, тогда ребёнок всё сделает, будет улыбаться, заходя в школу и тем более в класс. Главное достоинство учителя – это чувство справедливости. Нельзя выбирать себе любимчиков. В детях необходимо воспитывать не чувство вины, а чувство совести, любовь к самому себе. Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот, с опорой на положительное.

Мне запомнились слова, сказанные Лидией Николаевной по ходу: «Важно уметь похвалить ребёнка. Если и критикуем, то не личность, а дела, ты ошибаешься, но ты исправишься. Школьнику мало сообщить, что будет проводиться то или иное мероприятие и в нём он должен или будет участвовать. У ребёнка неизбежно возникают вопросы: для чего это нужно, что это даёт? Необходимо формировать положительное отношение к содержанию воспитания. И мы это делаем изо дня в день».

Уезжая из школы, понял, что самый главный, самый убедительный аргумент в пользу Жигайловской школы – это дети. Спокойные, уверенные, умные, опрятные, мотивированные на успех, доброжелательные, совестливые, с чувством собственного достоинства, стремящиеся сделать жизнь и будущее совершеннее.

Николай Рухленко,

начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования

министерства образования Белгородской области

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияВчера, 10:52
Четыре муниципалитета Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки
Материал
ОфициальноВчера, 09:55
Заключение о результатах публичных слушаний с. Анновка
Материал
ОфициальноВчера, 09:53
Заключение о результатах публичных слушаний с. Анновка