«Родился я в республике Кыргызстан. Когда мне было четыре года, наша семья переехала в Корочу. Окончил Бехтеевскую школу», – рассказывает Николай.
В свободное от учёбы время он занимался в спортивной секции. Участвовал в районных, областных и всероссийских соревнованиях. Определиться в выборе профессии помог тренер детско-юношеской спортивной школы Сергей Шитинков.
«Это легендарный человек. Можно сказать, он дал мне путёвку в жизнь, ведь без футбола я себя не представляю», – поясняет Николай Сергеевич.
После школы он поступил на факультет физической культуры в Белгородский государственный университет.
«Учёба мне давалась легко. И очень повезло с преподавателями. Большое внимание они уделяли активной деятельности. Теоретический материал мы изучали не только в аудиториях, а встречались с известными спортсменами Белогорья», – рассказывает Николай.
После получения диплома о высшем профессиональном образовании по распределению попал в Афанасовскую среднюю школу. О своих первых самостоятельных шагах в педагогике молодой специалист вспоминает с улыбкой. Говорит, в сплочённый коллектив влился сразу. Ребята и сотрудники были рады приходу молодого специалиста.
«Без волнения, конечно, не обошлось. Меня встретили тепло: директор познакомил с коллективом, показал мне спортивный зал – моё рабочее место. Мой старший коллега Павел Богачёв стал для меня другом и наставником. Он давал мне ценные советы: как можно усовершенствовать урок, правильно составить план или распределить время на выполнение упражнений. Делился опытом и знаниями», – вспоминает Пустоваров.
Сейчас на попечении учителя – школьники начального звена. Но иногда приходится выходить на замену в старшие классы. На уроках педагог старается использовать нестандартный подход к различным видам деятельности, импровизировать.
Учитель считает: после занятия дети должны покидать зал с отличным настроением и желанием вернуться на урок или тренировку снова. А это зависит от профессионализма преподавателя.
«Я во всём стараюсь держать баланс. Если хорошо потрудились на уроке, выполнили практические упражнения, усвоили теоретический материал – можно и поиграть. Часто я сам присоединяюсь к подвижной деятельности. И это вызывает настоящий восторг у школьников. А чтобы было честно, первый тайм помогаю одной команде, а второй – другой», – поясняет Николай Сергеевич.
Интерес к активному образу жизни он смог воспитать даже в тех детях, которые предпочитали всё свободное время проводить перед экраном планшета или смартфона.
«Моя основная задача – привить интерес к спорту не только на уроках, но и на внеурочных занятиях. Совместно с коллегами мы проводим Дни здоровья, праздники, семейные активные вечера отдыха. Выезжаем в Корочу на футбольные матчи, которые проводятся на городском стадионе», – уточняет Пустовалов.
А ещё преподаватель считает, что к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. В его деятельности отсутствует общая планка или норматив для всех. У каждого – разные физические способности. Но если у ребёнка есть желание научиться, то учитель сделает всё, чтобы ему помочь.
«Если есть необходимость, мы можем с ребёнком остаться после уроков, чтобы освоить упражнение. В моей практике встречаются дети, которым важно выполнить тот или иной норматив на отличную оценку. И тогда мы шаг за шагом, постепенно работаем над качеством выполнения», – добавляет Николай Сергеевич.
Школьников сильно мотивируют их победы над собой. Они стараются сделать больше и лучше и не пропустить ни одного урока без уважительной причины. Одно из убеждений, которым в своей работе руководствуется Николай Пустоваров, – учитель не должен давить на ученика и пугать низкой оценкой. А, наоборот, обязан создать доброжелательную атмосферу в классе. Если подавлять ребёнка своим авторитетом, ничего хорошего не получится.
«Методики проведения уроков у начального звена и в старших классах существенно различаются. Малыши внимательно смотрят на тебя. Следят за каждым твоим шагом и движением. А если ты ещё выполняешь все задания вместе с ними, не являешься посторонним наблюдателем, успех урока гарантирован», – поясняет преподаватель.
В старших классах тактика другая. Здесь нужно больше разговаривать с подростками. Задача педагога состоит в том, чтобы убедить ребят: спортивные занятия, упражнения и тренировки важны, прежде всего, для них самих.
Николай Сергеевич признаётся: трудностей в работе не возникает. Работать комфортно. Главное – к каждому найти свой подход.
Новый учебный год – это неизведанный жизненный этап: новые ученики, учебный процесс, экзамены. У Николая Пустоварова есть маленькая традиция. Первого сентября он пересматривает школьный альбом с фотографиями, чтобы понять, какие уроки или тренировки ему хотелось бы повторить…
Наталья Гречихина