Чтобы на производство приходили знающие своё дело сотрудники, работодатели готовы создавать в ссузах оптимальные условия для представителей рабочих специальностей.
В нашем районе сферу среднего профессионального образования представляет Корочанский сельскохозяйственный техникум. В 2003 году из села Голубино Новооскольского района сюда приехала учиться Екатерина Кладиева.
«Родители занимаются садоводством. У нас большие площади засажены плодовыми деревьями. Сорта старые, высокоурожайные. Яблок всегда очень много. Когда я училась в 11-м классе, на семейном совете решили, что для успешного ведения своего дела нам нужен технолог по переработке растениеводческой продукции. В Новооскольском техникуме такой специальности не было, и я поступила в Корочу», — рассказывает Екатерина Юрьевна.
Постигать азы будущей профессии помогали преподаватели, которые просто и понятно объясняли материал.
«В техникуме поняла, насколько важна роль наставника в образовательном процессе. Он должен быть компетентным специалистом, уметь заинтересовать студентов, передать им свою энергию и вдохновение», — отмечает Екатерина.
Куратором группы, в которой она училась, была Татьяна Фёдоровна Киданова. Она вела микробиологию. Манерой преподавания восхищала Любовь Михайловна Юзвенко — всегда тактичная, обладающая широким кругозором.
«Когда я была студенткой, производственную практику мы проходили в конце учебного года, а не во время, как это происходит у ребят сейчас. Летом на три недели уезжали в Белгород. Перенимали опыт у специалистов консервно-промышленного комплекса «КонПрок». На производстве изучали технологию консервирования: делали кабачковую и баклажанную икру, закатывали помидоры. Погружение в профессию было максимальное», — вспоминает собеседница.
После техникума она поступила в Белгородский университет кооперации, экономики и права на заочное отделение. Устроилась на работу в ЗАО СК «Короча». Сначала была лаборантом, потом инженером-микробиологом. Проводила отбор проб, исследовала мясную продукцию на наличие патогенных микроорганизмов, следила за контролем качества на всех этапах производства от входного сырья до выпуска готовой продукции.
В 2021 году Екатерина изменила сферу деятельности. Около года проработала руководителем общественной приёмной в местном отделении партии «Единая Россия». Она признаётся, это был новый опыт, богатый на общение и взаимодействие с людьми разных статусов. Но всё же работа с пробирками, научные исследования, возможности для саморазвития в любимой профессии были ближе.
Через 16 лет судьба вновь привела Екатерину Кладиеву в Корочанский сельскохозяйственный техникум. Теперь в роли преподавателя. В то время как раз зародилась федеральная программа «Профессионалитет». Пилотной площадкой по её реализации стала Короча, на базе которой объединились сразу несколько средних специальных профессиональных учреждений региона. В равной мере обучение студентов разделили на практику и теорию. Причём практику ребята проходят непосредственно на предприятии под руководством квалифицированных специалистов.
Техникум начал тесное сотрудничество с якорным предприятием «Зелёная Долина». Тандем потенциального работодателя и ссуза потребовал совершенно новых образовательных программ, по которым нужно было обучать студентов.
«Профессиональные модули пришлось разрабатывать с нуля и в короткие сроки. Параллельно обучение проходили сами преподаватели. Мы ездили на стажировки во Владимир на хлебокомбинат. После цикла лекций и семинаров в городе Шахунья Нижегородской области сдали демонстрационный экзамен. Так как сейчас моё направление — микробиология, я проходила тестирование по компетенции «сельскохозяйственные биотехнологии», — отмечает Екатерина.
Она ведёт специальные дисциплины. Под чутким руководством преподавателя ребята углублённо изучают микробиологию, проходят курс санитарии и гигиены. В арсенале наставника есть необходимое оборудование, с помощью которого можно изучать мельчайшие частицы, ставить опыты и эксперименты, исследовать закономерности развития микробиологических процессов.
«В ламинарном шкафу в стерильных условиях студенты производят посев микроорганизмов. Их рост и развитие они могут отследить, поместив образцы в термостат — это своеобразный инкубатор для бактерий. Аудитория оснащена автоклавом, в котором стерилизуем посуду и питательные среды. На занятиях часто используем микроскопы. Они имеют многократное увеличение, оснащены цифровой камерой, что позволяет выводить картинку на экран ноутбука, записывать видео или делать фотографии», — рассказывает собеседница.
В рамках профориентационного проекта «Билет в будущее» школьников знакомят с рабочими специальностями, проводят простые исследования.
«Чтобы объяснить ученикам, что такое микробиология, я часто использую опыты. На занятии мы берём смывы с рук, даём время микроорганизмам прорасти. Дети сильно удивляются, когда видят, какие бактерии живут на руках», — говорит Екатерина.
В этом году преподаватель поступила по целевому обучению в магистратуру в Белгородский государственный аграрный университет имени В. Я. Горина. А в следующем у Екатерины будет первый выпуск группы, у которой она три года была куратором.
«Это первые ребята, прошедшие обучение по программе «Профессионалитет». Мы очень сдружились, хотя период адаптации друг к другу у нас был продолжительный. Я верю, что в будущем у них всё получится».
Наталья Малина