Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
102.34
+0.00$
106.54
+0.00
+1 °С, туман
Белгород

Как справиться с трудной жизненной ситуацией, не упасть духом и следовать своим целям

31 октября , 15:15ОбществоФото: Елена Журавлёва

Жизнь в маленьком и регулярно обстреливаемом приграничном городе стала испытанием для его жителей. Случай с учителем Маргаритой Бутовой – пример её гражданского подвига.

Общество должно знать своих героев в лицо, и пусть они не сражаются «за лентой», не держат оружие в руках, но именно такие, как Маргарита, заставляют нас верить, что победа каждого человека над собой – это вклад в общую долгожданную Победу.

Материнский инстинкт

С марта 2022 года, с самого начала специальной военной операции, Маргарита Николаевна не могла остаться в стороне. А так как она преподаёт в начальных классах, участие её учеников выглядело так: решили поздравить бойцов, стоящих на границе недалеко от Шебекино, пасхальными открытками. Третьеклассники с мамами оформили свои нехитрые рисунки, родители добавили посылочки с продуктами и носками (самое необходимое), и первые ласточки с тёплыми словами полетели по назначению.

«Тогда ещё запрещали двигаться в сторону дислокации военных. Мы передавали собранное через волонтёрские группы. А потом мама предложила: «Здесь недалеко ребята стоят, давай приготовим домашную еду и сами съездим». И так нас затянуло, что с мая 2022 года мы стали кормить наших бойцов на границе», – рассказывает моя героиня.

Тогда выбор пал на мальчишек-срочников, которые охраняли границы и в то же время были самыми уязвимыми: ни тёплой одежды, ни обеспечения, зарплаты их даже на курево не хватало.

«Здесь сыграл материнский инстинкт, эти ребята – вчерашние школьники, чьи-то дети. Им всего по 18–20 лет. Необстрелянные, неопытные в военной службе. А тут осень наступает на пятки, холод, сырость, живут в блиндажах. Ни помыться, ни постирать. Мы видели их трудности и стали помогать, чем могли», – вспоминает Маргарита.

Каждый раз она думала: «А если бы мой сын оказался здесь?» И это заставляло охватывать новые территории в приграничье – от Шебекино до Волоконовки – и накатывать иногда на собственном автомобиле до 500 километров в день. После дистанционных занятий со школьниками теперь уже волонтёр Маргарита Бутова садилась за руль и с ещё одной родительницей ехала на помощь своим «карандашам» – так она называла за глаза молоденьких солдатиков.

Фото: архив Маргариты Бутовой

Крупный список

Чтобы как-то определиться с финансами, женщины создали группу в «Телеграме». Собирали продукты, одежду, одеяла и подушки и всё время готовили домашнюю еду. Подтянули не только шебекинцев, но и сельских женщин, которые тоже сопереживают и беспокоятся за бойцов.

«Мы-то знаем, как тяжела служба сейчас. Так получается, что помощи они не просят, но мы же русские люди и понимаем, что нужно. От домашней булочки или тарелки салата никто не откажется», – улыбается Рита.

Земля слухом полнится. И в их волонтёрскую группу как-то обратились парни с Запорожского направления. Выяснилось, что среди них есть мобилизованные солдаты-земляки.

«Кинули клич, постарались помочь и собрали им всё необходимое», – уточняет она.

В таком рабочем темпе пошёл уже третий год. За этот период вовлеклась вся семья шебекинской учительницы, родственники, друзья, друзья друзей, родители срочников из разных концов нашей большой страны.

«Конечно, – сетует Рита, – мы не можем выполнить все задачи по снабжению, но теплоту, частичку своего участия мы привносим».
Фото: архив Маргариты Бутовой

Прикованная к постели

В самый разгар волонтёрских и школьных дел произошло трагическое событие. 14 апреля 2024 года Маргарита получила серьёзный внутрисуставной перелом. Кость левой ноги была раздроблена в нескольких местах. Скорая привезла пациентку в Губкинскую ЦРБ. Золотые руки замечательного доктора, оперирующего травматолога-ортопеда Дмитрия Емельянова сделали чудо. 19 апреля ей на всю ногу выше колена поставили аппарат Илизарова. Все понимали: сейчас нужно ждать. Время лечит.

«Четыре кольца с семью спицами, 14 проколов. Собственно с того переломного момента у меня жизнь поделилась на «до» и «после». До этого мне не хватало часов в сутках, чтобы всё успеть, а после – пришлось быть прикованной к постели», – с  грустью говорит она.

Нужно было привыкать к своему новому состоянию. Мир словно перевернулся. Вставать и на ногу наступать нельзя. Только лежать.

26 апреля Риту выписали. Муж привёз её домой в Шебекино, устроил, как мог, её быт. Несмотря ни на что, она верила – дома и стены лечат. Всё будет хорошо, повторяла не раз, когда оставалась одна.

К сожалению, на этом неприятности не закончились. 15 мая сильно обстреляли район, где находится их многоэтажка. Рядом загорелось несколько квартир, несколько домов пострадало. Последний снаряд, который был в том пакете «Градов», упал возле первого подъезда их дома.

«Ночью я спускалась вниз с третьего этажа по лестнице. Дима тащил ногу вместе с аппаратом, я скакала следом. Нам пришлось уехать, семья временно разместилась у родителей в деревне. После этого стало ещё тяжелее. Началась депрессия», – констатирует Маргарита.
Фото: Елена Журавлёва

Пройти через испытание  вместе

И здесь нельзя не сказать добрых слов в адрес её мужа Дмитрия. С детства они жили в одном селе, но друг друга близко не знали. Познакомились на учёбе в Белгороде. Поженились. Понимали друг друга всегда с полуслова. В этой ситуации он стал для любимой той поддержкой, опорой, о которой мечтает каждая женщина. И даже когда в период болезни ей хотелось бросить волонтёрство, он предложил помощь, несмотря на работу. И убедил, что перелом – это не знак остановиться и прекратить работу, а наоборот, испытание, через которое они пройдут вместе.

Чуть позже Рита поняла – бросить невозможно: люди обращались за помощью, писали, звонили.

«Раз парням не могу лично помочь, тогда я мобилизовала семью. Сёстры Наташа и Яна, мой муж Дмитрий продолжили наше дело. Они меня понимают и участвуют в волонтёрской работе. Мама с папой отвечают за доставку посылок ребятам, получают их, отвозят на позиции или к месту встречи. Дима вне работы тоже проводит время за рулём, передаёт всё то, что мы собрали и закупили. Теперь я организовываю, а они воплощают», – рассказывает Рита.

Во время майского обстрела их квартира сильно не пострадала, в основном были выбиты стёкла в окнах, повреждены рамы. А вот в доме отделка, сайдинг-панели – многое разбито осколками, в соседнем доме сгорела крыша, потому что его атаковали дронами. Внутренний контур закрыли, о внешнем ремонте пока ещё речи не идёт, есть опас-ность для жизни строителей. Все это понимают.

«Мы находимся на одной траектории с этими домами, поэтому волнуемся, тише-то не стало. Сейчас все районы подвержены обстрелам. Просто передвигаясь по городу, можно попасть либо на неразорвавшийся боеприпас, либо под обстрел», – с болью уточняет моя собеседница.
Фото: архив Маргариты Бутовой

Скоро смогу двигаться

Сейчас она проходит реабилитацию в Белгороде. В августе вышло постановление губернатора, что за аренду жилья выплатят компенсации: 20 тысяч рублей обычной семье и 40 тысяч – многодетной. В числе первых семья Бутовых собрала документы и подала на получение, сейчас уже пришли деньги за два месяца. Маргарита говорит, что это хорошая помощь, но в постановлении есть определённые минусы. Например, в Шебекино попали под эту программу только некоторые улицы, чётная сторона улицы Ленина попала, нечётная нет. Люди возмущаются, и их жалко. По её словам, прилетает-то везде.

Она не скрывает, что, несмотря на оперативную обстановку, всё равно тянет домой в Шебекино. Разум понимает, что мобильность ограничена, в той ситуации Рита не сможет среагировать при обстрелах: быстро упасть на землю, забежать и спрятаться в укрытии. Хочется семье, чтобы дочка с ними жила и училась, но пока она находится в крымском лагере, туда временно вывезли детей из-за опасности.

«Самое сложное испытание, – сетует она, – то, что после перелома я лишилась возможности водить машину. Сейчас я пока ещё плохо передвигаюсь, но на выходных мы с мужем едем в деревню, и там мне удаётся посидеть на водительском месте. Уже две недели я получаю удовольствие, что хотя бы просто сижу за рулём, прогреваю машину. Аппарат сняли, я передвигаюсь с палочкой сейчас. У меня механика, сцепление нужно левой ногой выжимать, сейчас я её разрабатываю и уже довольна, что скоро смогу полноценно двигаться», – делится Маргарита.

Преподавание в начальной школе тоже нельзя было бросать. С мая она возобновила дистанционную работу.

«Ногу держала в вытянутом положении, согнуть не могла. Подкладывала подушки, на подушку ноутбук, делала фон поприличнее, похожий на класс. Так и проходили мои занятия. Сейчас уже проще, села за компьютер, учебники разложила. К сожалению, многих детей я воочию не видела, они меня раз или два видели вживую, если пройду по улице, могут не узнать. Мы уже пять лет работаем дистанционно, сначала ковид, потом СВО. Хочется, чтобы быстрее всё закончилось, естественно нашей победой. Я всё-таки не только волонтёр, а в большей степени педагог», – объясняет Маргарита Николаевна.

Благодарит своего директора Шебекинской школы №4 Елену Касьянову за понимание ситуации и поддержку волонтёрских дел. Вместе с педагогами они тоже помогают бойцам.

«Мои коллеги все герои. Потому что несмотря на ежедневные обстрелы, в том числе в центре города, где наша школа находится, они утром приходят на работу. Как только я встану на ноги, я тоже присоединюсь к ним. Когда коллектив что-то делает в едином порыве, это дорогого стоит», – говорит учитель.
Фото: архив Маргариты Бутовой

Меня солдатики ждут

Она показывает нам милые детские видеопоздравления ко Дню учителя. Ученики читают стихи, демонстрируют букеты, говорят добрые слова. И мы понимаем, что это огромное достижение в воспитании детей на удалёнке, ведь многие даже никогда не стояли у доски в школе и не видели свой класс. Сейчас в классе таких ребят всего 13.

Администрация Шебекинского округа всё делает для того, чтобы оставшиеся в городе люди не чувствовали себя брошенными, город не был пустующим. Поддерживает благоустройство, работу инфраструктуры, старается восстанавливать дома после обстрелов. Хотя сделать быстро нереально, потому что каждый день в среднем 10 домов повреждается. Ведь чтобы разбить их, достаточно секунды, а осколько нужно времени и средств на то, чтобы восстановить!

«Общая обстановка в городе, конечно, напряжённая. Люди устали от постоянной опасности, нужно думать, как дойти от точки А до точки Б, чтобы не прилетело в тебя, – рассказывает Маргарита. – Город в зоне подлёта дронов, поэтому ситуация очень тяжёлая. От беспилотников скрыться практически нереально, ударная сила очень мощная, и скорость у них высокая.

Она утверждает, что, несмотря на всё сказанное, шебекинцы работают в надежде на то, что скоро всё закончится. Все на месте – учителя, медики, полицейские, продавцы.

Рита задумывается, оптимистично встряхивает своей чёлкой, зелёные глаза становятся по-детски озорными.

«И я тоже на месте. Сегодня вечером муж пригонит машину, принесёт трость, я надену свой защитный костюм и буду приноравливаться к рулю. Медлить нельзя, скоро зима, меня солдатики ждут», – произносит она.

Елена Ховхун, «Белгородская правда»

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 10:35
Четыре муниципалитета Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки
Материал
ПроисшествияВчера, 10:15
Два мирных жителя пострадали при атаке беспилотника в Краснояружском районе
Материал
ОбществоВчера, 09:36
Губернатор Гладков: «13 учителей воспользовались поддержкой в рамках программы «Земский учитель»