А всё потому, что корни нашей героини уходят в село Трефиловка Ракитянского района. Здесь родилась и жила её бабушка – Евдокия Кошаренко, к которой она с удовольствием ездила на всё лето да и в другие месяцы. От бабушки, признаётся Инна Николаевна, пришёл и интерес к рукоделию:
«Евдокия Дмитриевна была очень интересной рассказчицей, прекрасной певуньей и талантливой мастерицей. Я счастливый человек, потому что росла и развивалась под её влиянием. Бабушка заложила в меня всё – рассказывала, как жили в селе, как сеяли коноплю, как потом её убирали, мочили, трепали, чесали и уж после ткали, пряли. Показывала, как раньше стирали – мы с ней на практике это всё делали: несли бельё на ручей, брали кладочку – это такая досточка, пральник – деревянный валок для выбивания белья во время стирки. Ей было интересно вспоминать, а мне втройне интереснее всё это узнавать. Оттуда у меня пошла любовь ко всему народному – своему и настоящему. И там же, наверное, родилась моя мечта – жить в деревне».
Инна Шершнева вспоминает, что практически не видела бабушку сидевшей сложа руки, она всегда что-то мастерила. Учила и внучку делать обычные игрушки и специальные – из ваты на ёлку. А когда любимое чадушко подросло, стала готовить из неё настоящую деревенскую невесту: научила траву косить, коромыслом воду носить. И за что бы ни бралась, всё с песнями, сказками да прибаутками:
«Я уже тогда поняла, что в старину люди умели скрашивать достаточно тяжёлый крестьянский труд песнями и общением. Сколько между делом я с бабушкой выучила песен – не сосчитать! Иногда мне кажется, я не в своё время родилась. Мне нравится всё это – прошлое, старина. То, что делали раньше в деревне, я умею делать сейчас своими руками. Бабушка мне показала, как вышивать крестиком, гладью, как делать цветовые переходы, класть правильно стежок. А бабушку всему этому научил её отец – Дмитрий Гавриленко».
Дмитрий Кириллович – прадед Инны Николаевны, прошёл три войны, получил ранения, но находил в себе силы работать в колхозе. Односельчане знали его как отменного плотника, который строил дома. Но преуспел не только в этом деле – был, как говорят в деревне, рукастым на всё.
«И петь бабушку тоже научил он, – вспоминает Инна Шершнева. – Она рассказывала: отец стружит что-то рубанком, а я, маленькая, в стружечках сижу, играю, так он наказывает: ты, говорит, вот так пой – первым голосом, а я – вот так, и подпевал вторым. Голос у бабушки был изумительный. Во время войны, ей тогда лет 14 было, голосок окреп и стал ещё чище и красивее, так бойцы постоянно просили: Дуня, спой. И она пела все известные фронтовые песни – «На позицию девушка провожала бойца», «Синий платочек» и множество других».
Годами позже Евдокия Дмитриевна научилась играть на аккордеоне, а ещё выступала в знаменитом ансамбле «Родные напевы». На многих репетициях в уголочке сидела и внучка. Неудивительно, что сегодня Инна Шершнева руководит народным фольклорным ансамблем «Посиделки» села Введенская Готня. В 2002 году она собрала таких же энтузиастов-жителей, кропотливо восстановила песни родного села и разучила их с коллективом. И всё же главным смыслом и радостью, по собственному признанию, осталось рукоделие:
«Тяга ко всему народному, к традиционному, у меня с детства, всю жизнь я осваивала самые разные ремёсла. Я как-то посчитала, что владею 11 направлениями. Среди них – кружевоплетение, ткачество, набойка, куклоделие, вышивка, золотное шитьё, гобелен и другие. Интересно, что это всё соединяется, сходится в народном костюме. И вот однажды я решила сделать кукол в традиционных костюмах сёл Ракитянского района. Общалась с жителями, искала информацию в музеях, книгах, в Интернете».
Инна Николаевна нашла и записала подлинный свадебный обряд своего района. И создала композицию из игровых коллекционных кукол «Введенская свадьба».
«Раньше-то свадьба проходила три дня, – поясняет народный мастер. – Это было целое действо, где каждый чётко знал, когда и куда входит, что делает, как и какие атрибуты держит. Всё это я постаралась воплотить в куклах, чтобы сохранить память о старинном обряде. Сделала всё максимально подробно и прописала как сценарий. Теперь, когда в Дом ремёсел приходят дети, я могу с ними всё проиграть и рассказать. Ребятишкам очень нравится процесс оживления персонажей, и так, конечно, лучше запоминается. А ещё я часто думаю, что в школе дети изучают по программе греческую мифологию. А кто же будет знать славянских богов? Вот на своих мастер-классах я показываю и рассказываю про них и про наши обереги. И впервые они слышат от меня имена Стрибог, Даждьбог, узнают, кто такой Полевик. И ведь это не просто тряпичные куклы – каждая из них несёт в себе особый заряд и большой пласт информации».
И ещё одним старинным промыслом владеет народный мастер Инна Шершнева – это золотное шитьё. Освоить его помогли курсы, организованные Белгородским центром народного творчества. Именно там мастерица из Торжка – исторической родины ремесла – показала основы и приёмы древней вышивки.
«Есть золотное шитьё церковное, а есть светское, – говорит мастерица. – Я в основном, конечно, светским занимаюсь. Это ремесло старинное, но мне нравится создавать с ним современные аксессуары – сумочку, футляр для очков и часов, косметичку. С помощью него я декорирую пасхальные яйца, новогодние игрушки, вышиваю платья, сарафаны».
С использованием золотного шитья Инна Николаевна создала копию женского головного убора, что хранится в Ракитянском краеведческом музее. Его сотрудники, не раз приглашавшие мастерицу для проведения мастер-классов, показали ей коровинский чепец и разрешили переснять выкройку.
«Головные уборы были большой редкостью – не каждая семья могла позволить себе иметь эту роскошь, – поясняет рукодельница. – На свадьбу его брали в аренду: дескать, я тебе принесу гуся, а ты мне дай кокошник на один день. Интересны и узоры на них. В наших местах часто встречаются «куриные» орнаменты – курьи лапы, изображение кур, даже павлиний хвост – всё говорит о том, что раньше мы относились к Курской губернии. И когда я всё это пытаюсь повторить, то думаю: как же крестьянки вышивали – у них ведь не было возможности сверстать дизайн на компьютере, посмотреть, как это будет выглядеть. Просто в них самих природная гармония была заложена».
Сейчас народный мастер Инна Шершнева возглавляет студию «Рукодельница» в Ракитянском доме ремёсел и ведёт три кружка – по бисеру, ткачеству и вышивке. А ещё мечтает, чтобы золотное шитьё возродилось в Белгородской области, поэтому в следующем году по предложению Белгородского центра народного творчества она организует там школу по обучению этому старинному ремеслу.
Арина Беседина, газета «Белгородская правда»