«Ещё в детстве, приходя домой из детского сада, я играла с куклами, учила их, воспитывала, рассказывала им сказки. Тогда, будучи ребёнком, я не осознавала, что подражаю своему воспитателю Валентине Николаевне Коломыцевой», — вспоминает Татьяна Владимировна.
После окончания 9-го класса Бехтеевской школы юная девушка поступила на учителя начальных классов коррекционной педагогики в Белгородский педагогический колледж.
«Самым запоминающимся моментом была практическая деятельность. Под руководством наставников мы проводили уроки, организовывали внеурочную деятельность для школьников в учреждениях города Белгорода. Это сейчас в магазинах можно найти любой раздаточный материал, а тогда к занятиям мы наглядные пособия изготавливали своими руками. Это было непросто. За годы учёбы мы получили бесценный багаж знаний», — отмечает Татьяна Атоян.
Получив диплом, Татьяна устроилась работать в Бехтеевский детский сад и продолжила обучение по специальности «логопедия» в Белгородском государственном университете на заочном отделении.
«Сейчас я работаю с детьми, которые имеют различные проблемы в речевом развитии. Ежедневно с ребятами мы по крупинкам формируем новые умения и навыки. Когда есть результат — ребёнок научился произносить сложное слово или звук — я чувствую свою пусть маленькую, но победу. С детьми всегда интересно, каждый ребёнок уникален и неповторим», — рассказывает логопед.
Утро для воспитанников Татьяны Владимировны начинается с улыбки. Это главное артикуляционное упражнение, которое способствует улучшению речевой функции, помогает наполнить мир радостью и сделать его чуточку добрее. Во время занятий под руководством логопеда ребята выполняют различные задания, которые объединены общей темой: дети учатся правильно и чётко произносить звуки, строить диалог, развивать фонематические процессы и правильное дыхание.
«Над произношением одного звука мы можем работать несколько занятий подряд. С детками работаю индивидуально и в группах. Я знаю специфику проблем каждого ребёнка и подбираю коррекционную программу для устранения дефектов», — поясняет Татьяна Атоян.
По словам собеседницы, в «Яблоньке» выстроено тесное взаимодействие с родителями и педагогами. Они первые её помощники, которые способствуют закреплению упражнений, изученных на занятиях. Все осознают важность коррекционной работы по восстановлению функций речи.
«К сожалению, реалии нашего современного мира таковы, что родители очень заняты, порой не хватает времени на общение. Гаджеты заменили игры, беседы. С детьми нужно разговаривать, читать книги, петь колыбельные и не забывать про осязательный контакт. Играть в знаменитые пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Идёт коза рогатая», «Мишка косолапый», — рекомендует Татьяна Владимировна.
В своей работе она активно использует здоровьесберегающие технологии, которые развивают крупную и мелкую моторику, формируют психику детей, навыки общения. Образовательную деятельность она осуществляет в игровой форме, а также в творческой активности.
«Воспитанники старших и подготовительных групп с большим удовольствием занимаются театральной деятельностью. При помощи перчаточных кукол мы ставим спектакли. Такая форма работы развивает фантазию и творческое мышление у детей, улучшает их способность к формулированию связных высказываний. Дети расширяют словарный запас, практикуются в словообразовании и словоизменении», — отмечает Татьяна Атоян.
Чтобы быть в курсе нововведений, совершенствовать свои профессиональные навыки, Татьяна Владимировна регулярно проходит курсы повышения квалификации, участвует в конкурсах. В 2022 году она стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России — 2022». Он проходил на базе детского сада «Яблонька». Для обмена опытом Татьяна Владимировна подготовила открытое занятие, обобщила опыт работы за несколько лет и продемонстрировала коллегам наиболее эффективную, по мнению Атоян, методику работы.
«Всё прошло хорошо. Во втором очном туре уже регионального этапа приняли участие 10 лучших представителей дошкольного образования региона. Он проходил в белгородской «Точке кипения» — это пространство, которое предназначено для представителей сферы образования, науки и бизнеса, учёных и бизнесменов, предпринимателей, где можно поделиться своим опытом, рассказать о результатах деятельности, проработать новые модели развития нашего региона. Конкурсанты посетили два мероприятия: «Мастерская педагога» и «Профессиональный разговор», — вспоминает Татьяна.
Там логопед продемонстрировала приёмы по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленные ею кинезиологические упражнения можно также использовать и для работы с воспитанниками из обычных групп. Эти методы достаточно универсальны. Они помогают улучшить работу головного мозга, память, внимание, речь, пространственные представления, снизить утомляемость. По итогам всех испытаний Татьяна Владимировна стала лауреатом конкурса.
В её копилке достижений много и других наград — благодарственные письма и почётные грамоты за добросовестный труд и высокие показатели в работе.
В декабре 2022 года на базе детского сада открыли единственный в Корочанском районе кабинет ранней помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии или риском их возникновения.
«Если раньше мы занимались с детками с пяти лет, то сейчас за помощью обращаются родители и трёхлеток. Услуги оказываем в специально оборудованном комфортном помещении, где есть всё необходимое. Главный совет родителям — не нужно прятаться от проблем. Они сами не решатся», — пояснила специалист.
Многие воспитанники Татьяны Владимировны уже ученики 10–11-х классов. Со многими она поддерживает дружеские отношения.
«Однажды ко мне на занятие родители привели мальчика. Он выговаривал все звуки, кроме «р». Был очень подвижный и всё время спешил на улицу погонять мяч. «Вот научишься рычать, тогда и заниматься с тобой больше не будем», — сказала я ребёнку на нашем втором занятии. Это было перед выходными. А утром в понедельник он ждал меня около калитки детского сада, подбежал и громко зарычал. За выходные дни родители с сыном закрепили полученные навыки», — вспомнила Татьяна.
В свободное от работы время она — заботливая супруга и любящая мама двоих детей. Дружной семьёй они ходят в парк, в кино, на выставки и в музеи.
«Самое главное в моей любимой работе — это дети, которые преодолели речевые проблемы. Я знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни, но каждому из них обязательно пригодится красивая и грамотная речь», — уверена Татьяна.
Наталья Гречихина