Инициативу проявил меценат, купец первой гильдии, почётный гражданин Корочи Дмитрий Кромский. Под строительство гимназии он выделил свою усадьбу с фруктовым садом. Материалы, кроме красного жжёного кирпича, доставлялись из Курска, Харькова, Смоленска и других городов. Благотворитель завещал использовать здание исключительно под образовательные цели. Завет чтут по сей день: здесь работают средняя школа, Детская школа искусств, Центр молодёжных инициатив.
«Наше образовательное учреждение состоит из трёх зданий и ведёт свой отсчёт с 1908 года. Первое здание — гимназия. Так как оно было в аварийном состоянии, в 2004 году его закрыли на ремонт. И только в 2012 году началась его реконструкция. Она длилась три года. Уже девять лет гимназия работает в обычном режиме. В 1980 году руководство приняло важное решение пристроить столовую и два спортивных зала. Этого тоже оказалось недостаточно. Новое трёхэтажное здание ввели в эксплуатацию в 1998 году. В нём располагалось 29 учебных кабинетов и актовый зал. С даты постройки оно ни разу не ремонтировалось. Мы поддерживали его состояние своими силами», — рассказывает директор Корочанской школы Лариса Смычкова.
1 апреля 2024 года в школе начался долгожданный капитальный ремонт в рамках реализации программы «Модернизация школьных систем образования Белгородской области». В ходе реставрации обновят учебные кабинеты, столовую, актовый и спортивный залы, а также прилегающую территорию. Всего около 10 тысяч квадратных метров.
Учреждение расположено на рельефной местности, и здания находятся на разных уровнях. Поэтому в период дождей возникали проблемы с отмосткой: она пропускала воду, и стены сырели. Ремонт подрядная организация начала с решения этого вопроса. По всему периметру постройки сделана гидроизоляция. Рядом с фундаментом на глубине трёх метров рабочие положили перфорированные дренажные трубы для получения водопроницаемого слоя.
На сегодняшний день уже выполнено 60 % от общего объёма работ. В здании полностью заменили коммуникации, электропроводку, увеличили мощность технического присоединения от электросетей. Провели все внутренние работы: стены поштукатурили, следующий этап — покраска. Полностью залили полы. В коридорах и классах установили пластиковые окна с двойным стеклопакетом и новые современные двери. В трёхэтажном здании запустили систему отопления.
«Работы проводят в соответствии с правилами противопожарной безопасности. Все провода будут изолированы. Их уберут так, чтобы не было видно», — пояснила руководитель учреждения.
Школа имени Дмитрия Кромского самая большая в районе. В ней учатся 650 детей. По словам Ларисы Николаевны, учреждение должно отличаться от других. Именно поэтому создать дизайн предложили московскому специалисту Юлии Шестаковой.
«Здание изначально было построено с невысокими потолками. Заходишь с улицы в помещение, и как-то темновато. С проектировщиками совместно решили усилить световое оформление. Мы установим необычные светильники. Арки при входе будут светящимися», — говорит Лариса Николаевна.
До мелочей продумали перепланировку внутреннего пространства. Обеденный зал вмещал 140 детей на один приём пищи.
«Над столовой размещался большой актовый зал, где мы проводили культурно-массовые мероприятия. В рамках рабочего совещания на объекте нам пришла замечательная идея объединить два больших помещения и сделать двухуровневую столовую. На первом этаже останется горячий цех, и принимать пищу там будут дети начального звена. На втором этаже питание будет организовано для старшеклассников. Еду будут доставлять при помощи лифта», — поясняет Лариса Смычкова.
В переходе здания 1980 года постройки выделили отдельную зону для работы узких специалистов. Это логопеды, психологи и учителя-дефектологи. Также оборудовали медицинский блок, в который входят два кабинета: врачебный и процедурный. В них уже положили кафельную плитку.
Актовый зал переместили в переход между трёхэтажным зданием и гимназией. Именно там он был в 1980 году. По своим размерам новое помещение немного поменьше. Но рядом находятся гримёрка и кабинет изобразительного искусства и музыки. Их тоже оформят в едином творческом стиле.
На первом этаже ближе к входу перенесут раздевалку. Раньше она располагалась в подвальном помещении. Теперь будет намного удобнее. Зашёл, разделся, переобулся и отправился за знаниями.
Масштабные изменения коснутся каждого уголка школы. Особое внимание уделят безопасности. На калитке установлена камера видеонаблюдения. Когда посетитель звонит по домофону, охранник видит его на мониторе и может открыть двери дистанционно. Но обязательно проверит удостоверяющие документы и цель визита.
«При входе оборудуют центр безопасности. Вся информация с камер будет поступать на большой монитор. Видеокамеры установят по всему периметру. Заходить в здание будут с центрального входа. В дверях установят рамку металлодетектора. Также объект оборудуют автоматической пожарной сигнализацией. В случае поступления сигнала «Ракетная опасность» детей выводят в безопасную зону. Внизу находится подвал. Все пути перемещения безопасные. Раньше попасть в укрытие можно было только через улицу. Но сейчас предусмотрели отдельную дверь. Безопасность превыше всего», — пояснила Лариса Смычкова.
Сейчас ребята с 5-го по 11-й классы занимаются в гимназии, а ученики начального звена вместе со своими учителями ездят на уроки в Погореловскую школу.
«Подвоз организован не только силами нашей школы. Помощь оказывают Алексеевка, Проходное, Яблоново и Афанасово. Спасибо огромное коллегам, директорам школ за то, что пошли нам навстречу и помогают с доставкой учеников. Они учатся во вторую смену. Когда Погореловская школа была на ремонте, мы тоже принимали ребят у себя», — говорит директор.
По словам многодетной мамы, жительницы города Корочи Яны Котляровой, алгоритм перевозки детей доведён до автоматизма.
«Мой сын учится во втором классе. В 12:30 он выходит на остановку рядом с домом, где его забирает школьный автобус. Вместе с одноклассниками и дежурным преподавателем они едут в школу. Домашнее задание мы стараемся делать вечером. Утром лучше поспать подольше. Если ребёнок задерживается по какой-то причине, учитель обязательно позвонит и поинтересуется обстоятельствами отсутствия», — рассказывает Яна.
Учитель музыки Ирина Шляхова тоже с нетерпением ждёт окончания строительных работ.
«В первую смену уроки проводим в Короче, а во вторую — в Погореловке. Время на дорогу занимает 10 минут. Это вынужденные неудобства. Время неумолимо мчится вперёд, и совсем скоро мы вернёмся в привычный для нас учебный ритм. В актовом зале вновь будут проходить различные мероприятия. Завершение ремонта отметим большим праздничным концертом», — отмечает Ирина Михайловна.
Помимо самого здания, подрядная организация выполнит работы по благоустройству прилегающей территории.
«Уже готова проектно-сметная документация. Обещаем, что будет красиво, комфортно, удобно, а главное — безопасно», — подчеркнула Лариса Николаевна.
По плану работы завершатся в августе 2025 года.
Наталья Гречихина
В Белгородской области около 70 000 детей начали учиться в новых или обновлённых учебных заведениях. Губернатор Вячеслав Гладков рассказал, что за четыре года в регионе построили и капитально отремонтировали 174 образовательных учреждения. Около 70 000 детей начали учиться в новых или обновлённых учебных заведениях.
Глава региона отметил, что новые учебные заведения проектировали совместно с учителями, воспитателями и наставниками. Эта работа будет продолжаться и дальше.
«И очень хочется, чтобы уже во взрослой жизни свои навыки, таланты и трудолюбие они применили на нашей белгородской земле», — добавил Вячеслав Владимирович.