Она трудится в учебном заведении, порог которого переступила совсем юной девочкой в далёком 1976 году.
«Летом вместе с мамой я отдыхала на море в Феодосии. По вечерам на набережной уличные музыканты давали свои концерты. Я стояла около рояля, зачарованная звуками, наслаждалась музыкальными произведениями. В тот момент решила, что хочу стать пианисткой. По моей просьбе, когда мы вернулись домой, мама записала меня в музыкальную школу», — рассказывает Татьяна Карпенко.
Первым её учителем стала Татьяна Джалиева. Увидев перед собой маленькую девочку с большими бантами, опытный преподаватель сначала растерялась, а затем позвала Таню в класс на индивидуальную беседу.
«Она в игровой форме рассказала мне сказку про пианино, показала его устройство: клавиши, педали, внутренний механизм — и предложила выполнить вместе с ней простое задание», — вспоминает Татьяна Карпенко.
Преподаватель попросила дошкольницу отвернуться и нажимала на любую клавишу фортепиано. Повернувшись, девочка должна была показать нужную клавишу и пропеть издаваемый звук. У неё это задание не вызвало трудностей. Дома по вечерам вместе с мамой они разучивали детские песенки, на доске мелом рисовали музыкальные знаки, учили их длительность. Татьяна Александровна поразилась музыкальным способностям ребёнка и приняла решение о зачислении Тани в первый класс несмотря на возраст.
«Все мои ровесники после садика спешили домой или на прогулку. А я с мамой — в музыкальную школу на занятия. Но мне это было только в удовольствие», — поясняет Татьяна Карпенко.
После восьми лет основного обучения и одного дополнительного года Татьяна Анатольевна продолжила обучение в Белгородском музыкальном училище. В ссузе был большой конкурс. На одно место претендовали сразу четыре абитуриента. Тогда мама Тамара Михайловна предложила Тане рассмотреть другие учебные заведения для возможного поступления, но дочь была непреклонна.
«Наши вступительные испытания продолжались две недели. Наверное, проще всего мне было сдать основной предмет — фортепиано. Я готовила программу, которая состояла из пяти разноплановых произведений. Перед экзаменационной комиссией их нужно было сыграть без запинки. К своему удивлению, я даже не переживала. Пальцы плавно скользили по клавишам, удерживая ритм и темп композиции», — вспоминает Татьяна Анатольевна.
Все экзамены она сдала на четвёрки. Когда стали известны результаты поступления, радости девушки не было предела. Новость о своём зачислении она сразу сообщила маме по телефону.
«После экзаменов поехала домой. На автовокзале в Белгороде долго не могла купить билет и почти три часа провела в зале ожидания. А мама вместе с Татьяной Александровной ждали меня на перроне в Короче с букетами цветов», — говорит Татьяна Карпенко.
Студенческая жизнь пролетела на одном дыхании. Вокруг царила атмосфера творчества. Конечно, любимым предметом было специальное фортепиано.
«В училище я много занималась. За пианино проводила несколько часов в день. Раз в неделю нам давали новые произведения, которые мы разучивали. Студентов было много. Чтобы каждый имел возможность позаниматься, у нас был составлен график. Первый пианист приступал к репетиции в 6:00. Желающих на раннюю творческую деятельность не было, и я пять дней в неделю встречала рассвет в репетиционном зале», — вспоминает Татьяна.
Куратор Ольга Ермакова восхищалась усердием студентки и всегда говорила: «Мастерство приходит вместе с трудом». Получив диплом, Татьяна вернулась в родные стены Детской школы искусств, но уже преподавателем. Её наставниками стали директор школы Игорь Молчанов и Татьяна Джалиева.
«Они мне помогли состояться как учителю. Татьяна Александровна приходила на мои уроки, смотрела, делала замечания в методике разбора нового произведения. Делилась приёмами лучшего запоминания нотного текста. Ведь теория, полученная в училище, отличалась от практических навыков. Доступно объяснить ученику новый материал и применить его в игре на инструменте — это самый трудный, ответственный, значимый момент», — поясняет Татьяна Анатольевна.
Всё внимание педагог сосредоточивает на изучаемых произведениях, качестве их исполнения, умении передать характер музыкального текста. Если ребёнок обучается на хоровом отделении, то у него в обязательных дисциплинах стоит предмет по владению фортепиано. Это один час в неделю. Там произведения для разучивания попроще в технике исполнения. Экзамен по дисциплине сдаётся один раз в полгода. Если это занятия по специализации, то увеличивается количество уроков, усложняются виды изучаемого музыкального материала.
«У нас нет групповых занятий. Все индивидуальные. В первую очередь мы учим воспитанников правильно держать руку. У нас, пианистов, есть правило: при игре кисть должна быть округлой, а пальцы слегка согнуты. Помогает понять положение руки маленькая хитрость. Ребёнок берёт в руку яблоко, запоминает положение, убирает фрукт и потом пытается играть», — рассказывает преподаватель.
Дети учатся в школе восемь лет по предпрофессиональной и четыре года по дополнительной общеразвивающей программе. Очень важно не допустить творческого выгорания ребёнка.
«Детей хвалю часто. Даже если присутствовала ошибка, сбился с ритма, сыграл не в той тональности — это совсем не страшно, ведь главное — старание. Моё правило: если ребёнка одобряют, понимают, поддерживают в семье и школе, у него появляется желание к занятиям музыкой. На одно из занятий я пригласила маму нашего выпускника послушать, как играет её сын. Илья, увидев родного человека в классе, растерялся. Но женщина произнесла: „Илюша, ты такой молодец! У тебя присутствует творческий талант!“. Мальчик сконцентрировался и показал, чему научился за восемь лет», — поделилась Татьяна Анатольевна.
Важную роль, по словам преподавателя, играет и работа с родителями. Для них она организует встречи, беседы, мастер-классы, родительские собрания с участием детей. Совместное мероприятие способствует значительным успехам учеников.
«В начале учебного года я знакомлюсь с родителями воспитанников. У нас в школе есть семейные династии. Я учила родителей, а через время они привели ко мне уже своих детей. Тогда на творческих вечерах я предлагаю создать ансамбли, дуэты. Например, сын играет, а папа поёт, или наоборот. Это очень эффективный метод», — рассказывает Татьяна Анатольевна.
Детская школа искусств реализовала проект «К вам идёт концертный зал!», который в 2022 году получил финансовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Его цель — популяризировать начальное музыкальное образование, привлечь в школу новых учащихся.
«Мы с концертами посетили дошкольные учреждения района. Я старалась на выступления брать всех своих учеников. Моя ученица Александра Мелешкова — выпускница детского сада № 1 „Сказка“ города Корочи. Представляете её радость, когда она для своих бывших воспитателей сыграла „Лунную сонату“ Бетховена», — пояснила Татьяна Карпенко.
Многие выпускники Татьяны Анатольевны нашли себя в сфере культуры. Олеся Кожевникова работает в районном Доме культуры руководителем народных вокальных ансамблей «Весна» и «Ритмы времени».
«В 2001 году в городе Новый Оскол проходил зональный конкурс пианистов. В нём принимали участие учащиеся детских музыкальных школ со всей Белгородской области. Они исполняли сольные увертюры. А мы с Олесей — она на тот момент была ученицей 6-го класса — сыграли на двух роялях концерт Баха „До минор“. Жюри аплодировало нам стоя», — рассказывает Татьяна Анатольевна.
Труд скромного учителя неоднократно отмечался наградами: дипломами, грамотами, благодарственными письмами за высокое профессиональное мастерство. Её портрет заносили на городскую Доску почёта.
«Моя главная задача — остаться в сердцах учеников. Они мне часто звонят, поздравляют с праздниками или присылают сообщения в социальных сетях. Это для меня дорогого стоит, про меня не забывают. Дети — это богатство. Я ими горжусь», — подчеркнула Татьяна Анатольевна.
Наталья Гречихина