Первым делом мне вспоминается скрыня прабабушки Ксении Фёдоровны Шевцовой (Кощуковой), под крышкой которой среди открыток и фотографий родни было помещено фото человека средних лет, одетого в строгий костюм.
Почти всех родных с фотоснимков я знал в лицо, а вот имя этого таинственного мужчины было мне неизвестно. Несколько раз переспрашивал отца, кто это. Папа, недолго думая, отвечал, как его зовут, и говорил, что это двоюродный брат его отца Николая Борисовича Шевцова (соответственно, прабабушке Ксении он приходился племянником).
С тех самых пор прошло немало лет. Сейчас, изучая материалы по истории родного края, я всё чаще «встречаю» родственника, лицо которого я помню с самого детства. В протоколах партсобраний колхоза «Вторая пятилетка» (позднее — «Рассвет») он фигурировал в качестве лектора и агитатора. В Корочанской районной газете «Колхозная жизнь» (впоследствии — «Ленинское знамя») он упоминался как сельский корреспондент, фотограф, агитатор и учитель. Этого простого человека, которому в этом году исполнилось бы 100 лет, зовут Василий Егорович Кощуков (1925–1981).
Василий Егорович родился 17 марта 1925 года в селе Алексеевка Белгородского уезда (ныне — Корочанского района) в семье крестьян Егора Фёдоровича Кощукова и Анастасии Афанасьевны Кощуковой (Смотровой). Вслед за ним в его семье на свет появились братья Михаил, Александр и Николай.
Детские годы Василия мало чем отличались от детства его ровесников. Семья жила небогато, он босиком бегал по грунтовым дорогам сельских улиц, играл и резвился вместе с мальчишками, купался на речке, рыбачил, а также в ежедневных трудах помогал семье раздобыть хлеб насущный и учился в Алексеевской школе.
Окончив 7 классов, Василий Егорович поступил в Старооскольский геологоразведочный техникум. Приезжая в Алексеевку на каникулы с учёбы, молодой парень подрабатывал в артели, добывая для её нужд торф. Казалось, что жизнь постепенно налаживается, но неожиданно она была нарушена начавшейся войной с Германией.
Василий, проучившийся в техникуме два года, как и его сверстники был вынужден оставить учёбу и вернуться обратно домой. В Алексеевке он помогал родным, выполнял вместе с односельчанами различные работы от Корочанского военкомата. Когда к лету 1942 года нависла угроза оккупации села, то было принято решение о проведении эвакуации. Среди лиц, покидавших Алексеевку, был и Василий Егорович Кощуков.
Шли эвакуируемые жители вместе с отступавшими солдатами всё дальше и дальше от родных мест. Однако через некоторый промежуток пути Василий Егорович посмотрел на карту и увидел, что неподалёку находится станция Лиски Воронежской области. Он решил отделиться от колонны, чтобы попасть на неё.
Добравшись до железнодорожной станции, Василий сел в последний пассажирский поезд. Только он забрался на верхнюю полку, как паровоз отправился. Василий Егорович Кощуков оказался вдали от дома в городе Горьком (ныне — Нижний Новгород), где ему выделили квартиру и обеспечили работой на спиртовом заводе.
Следует сказать о судьбе остальных членов группы, стремившихся покинуть родные края до прихода неприятеля. Эвакуируемые так и не смогли добраться до ещё не занятой врагом территории — немцы их настигли и повернули обратно в Алексеевку, которая была оккупирована с июля 1942-го по февраль 1943 года
В феврале 1943 года Василия Егоровича Кощукова незадолго до 18-летия призвал в армию Воротынский военкомат Горьковской области. Он прошёл обучение на артиллериста. Боевое крещение молодого солдата состоялось летом того же года под Орлом в те дни, когда решался исход битвы на Курской дуге.
Указ о награждении младшего сержанта Кощукова медалью «За отвагу» от 16 июня 1944 года содержит ряд ценных сведений. Он служил в батарее 45-миллиметровых пушек 438‑го стрелкового полка 129-й Орловской стрелковой дивизии. 7 января 1944 года был ранен в боях. В этом документе сообщается, что Василий награждается за смелость и отвагу, проявленные им в боях под белорусскими населёнными пунктами: Шерстин, Майский, Кавказ, на реках Сож и Десне.
Летом 1944 года Василия Егоровича наградили орденом Славы III степени. В его наградном листе отмечено, что 27 июня Василий Кощуков при прочёсывании леса в районе Бобруйска на восточном берегу реки Березины нашёл группу неприятелей и напал на неё. На другой день в районе деревни Щатково немцы с западного берега пошли в контратаку с целью овладеть переправой. Обстоятельства складывались неблагоприятным образом — у пушки закончились боеприпасы.
Однако 19-летний солдат нашёл выход из этой непростой ситуации. Василий Егорович схватил трофейный немецкий пулемёт, который возил с собой на пушке, и открыл огонь по врагам, чем помог советской пехоте при отражении контратаки. Вместе с ним за освобождение территории Белорусской ССР ордена Славы III степени были удостоены 10 человек, а восемь однополчан — ордена Красной Звезды.
Василий Егорович пережил несколько ранений. В одном бою немцы выпустили тяжелобронированную технику. Советские артиллеристы целились в неё, стреляли, попадали, но снаряды не брали вражескую броню, а лишь отскакивали. Вдруг неприятельская машина стала потихоньку разворачиваться, немцы поняли, откуда по ним стреляли, и дали в ответ несколько залпов. Итогом стало то, что пушка была уничтожена, а молодой солдат Василий Кощуков был сильно посечён осколками. Последовало несколько операций. Лишь после того, как в тылу у него под местным наркозом из плеча извлекли крупный осколок, его самочувствие улучшилось: перестала мучить температура и раны начали заживать. Этот случай он позднее рассказал своему младшему брату Александру Егоровичу Кощукову (1928–2020).
Свою дальнейшую службу Василий Егорович нёс в войсках связи. Из документов известно, что он служил в 165-м гвардейском пушечно-артиллерийском полку 56-й гвардейской дивизионной артиллерийской бригады 105-й гвардейской стрелковой дивизии. Здесь Василий был отмечен медалью «За боевые заслуги».
Победу над Германией он встретил в освобождённой столице Австрии — Вене. Позднее его наградили медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За взятие Вены». Там же в Европе 20-летнему фронтовику выдали новую военную форму, в которой он сфотографировался на память. В том же году Василия Егоровича приняли в ряды ВКП (б).
Война закончилась, однако Василий Егорович ещё несколько лет нёс службу в рядах Советской армии. После демобилизации он вернулся в село Алексеевка, где недолго поработал заведующим клубом, после чего поступил в Курский пединститут. Вчерашнему солдату приходилось совмещать работу в Алексеевской школе и заочную учёбу.
В школе Василий Егорович ближе познакомился с молодой учительницей русского языка и литературы Лидией Ивановной Голиусовой, которая жила с ним в одном селе, а в 1948 году окончила Корочанское педагогическое училище. Позднее они поженились.
Лидия Ивановна недолго проработала в школе. По состоянию здоровья оставила педагогическую деятельность, но дома не сидела без дела. Она прекрасно шила, люди у неё заказывали платья, рубашки, скатерти и многое другое. Свою работу выполняла качественно. Именно поэтому недостатка в заказах у неё не было.
Василий Егорович продолжил трудиться в Алексеевской школе. Он преподавал у мальчиков труды, где они учились работе на столярных станках и изготовляли из дерева различные предметы, а также вёл историю. Поскольку он состоял в партии, то его привлекали к участию в партсобраниях колхоза «Вторая пятилетка» (с 1968 года — «Рассвет»), где он озвучивал основные проблемы и выступал с лекциями о международном положении, истории науки.
В школе его также привлекали к различным мероприятиям. Василий Егорович превосходно играл в шахматы и занимался фотографией. Ему доверили шахматный кружок и клуб фотолюбителей. В тёплое время года ежегодно уходил вместе со школьниками в походы по различным населённым пунктам района и области, благодаря чему ученики лучше постигали историю родного края.
По пути своего маршрута они устанавливали палатки, делали зарисовки, много фотографировали, беседовали с людьми, а свой отчёт оформляли в виде походного дневника. Например, летом 1969 года школьники ходили вместе с ним в поход в Губкин через сёла Корочанского района, а в 1973 году Василий Егорович ходил с учениками в село Мясоедово Белгородского района, в котором в годы Великой Отечественной войны действовало партизанское подполье.
Василий Егорович являлся селькором Корочанской районной газеты «Колхозная жизнь» (позднее — «Ленинское знамя»). В своих статьях он отчитывался о проделанной работе, рассказывал о жизни села и школы, о замечательных земляках, а также отправлял в газету для публикации свои фотоснимки.
Корочанский фотокорреспондент Василий Васильевич Косенко (1928–1985) опубликовал в номере «Ленинского знамени», вышедшем в январе 1973 года, своё фото двух алексеевских учеников и подписал его: «При Алексеевском доме культуры работает фотокружок. В нём занимается 21 человек. Руководит фотокружком преподаватель Алексеевской средней школы Василий Егорович Кощуков. Занятия по группам проводятся два раза в неделю».
Снимал Василий Егорович родственников, виды родного села, происходившие в нём события и местных жителей. Его не единожды приглашали в качестве фотографа, чтобы он задокументировал события из жизни той или иной семьи. В Алексеевском доме культуры даже проходила фотовыставка его работ.
Но груз прожитых лет неумолимо брал своё. Василий Егорович перешагнул шестое десятилетие жизни. В прошлом остались события неспокойной молодости: коллективизация, голод, война, боевые ранения, послевоенная разруха, бессонные ночи, инфаркт. Год от года педагог чувствовал, что силы покидают его.
Василий Егорович Кощуков умер 19 апреля 1981 года, на 57-м году жизни, от вторичного инфаркта. Он похоронен на кладбище в селе Алексеевка. Овдовевшая Лидия Ивановна осталась жить одна в доме на Кутке. Она пережила Василия Егоровича почти на 35 лет и покинула этот мир 24 января 2016 года на 91-м году жизни.
Николай Шевцов, с. Алексеевка — г. Белгород