Управлять дронами ребят учат с ноября прошлого года. Они осваивают сборку и настройку БПЛА, изучают основы техники безопасности полёта, а также программируют и оттачивают навыки полёта. Занятия в рамках дополнительного образования проходят в Центре практической подготовки. Его открыли по нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» (БАС), который признан обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в области беспилотной авиации.
Проектированием, программированием, управлением дронов занимаются почти 50 школьников 7–9-х классов. Если вначале ребята только знакомились с оборудованием, то сейчас они уверенно пользуются им в работе и во время практических полётов.
«Центр оборудован всей необходимой техникой для практических занятий. Есть симуляторы, комплектующие для беспилотников, инструменты для работы с электроникой, ноутбуки. Современные дети быстро осваивают всё новое и технологичное, поэтому важно направить их интерес в правильное русло. БПЛА стали внедрять в разные сферы деятельности. Полученные здесь знания школьникам могут пригодиться при освоении будущих профессий», — рассказала директор школы Наталья Марченко.
Центр удобно разделён на четыре зоны. Кира Скворцова ловко работает паяльником и специальным пинцетом. Её задача — спаять две части провода. Каплю расплавленного припоя она кладёт точно на место соединения.
«Пайка — интересный процесс. Чтобы не было дефектов, нужна точность. Важно разбираться в физике и химии. Это помогает понять, как между собой взаимодействуют элементы», — говорит школьница.
В этой же зоне ребята собирают дроны. Преподаватель Константин Кайгородов отмечает, что благодаря этому школьники хорошо изучили устройство квадрокоптеров.
Дальше — полёты, но только виртуальные. На ноутбуках установлены специальные программы, которые позволяют выбрать разные сценарии полёта на БПЛА. К каждому персональному компьютеру подключён джойстик.
«Дети успешно освоили простые сценарии и перешли к более сложным полётам. Программа позволяет сымитировать преодоление препятствий, поиск предметов или места посадки, переноску и сброс грузов», — рассказал Александр Козинченко.
Здесь самое главное — научиться чувствовать стики, своеобразные рычаги управления, которые заставляют «птичку» подниматься в воздух, двигаться вправо или влево. К ним нужно привыкнуть, потому что из-за одного резкого движения можно полностью потерять управление.
«Лучше разбить тысячу виртуальных дронов, чем один реальный. Во время первых онлайн-полётов дроны падали, разбивались, цеплялись за крону деревьев. Сейчас ребята достойно овладели навыком», — подчёркивает Александр Викторович.
Илья Черкасов учится в 9-м классе. Школьник хочет стать инженером — считает профессию востребованной и перспективной. По словам подростка, в сфере беспилотных летательных аппаратов тоже нужны инженеры.
«Они занимаются проектированием, конструированием дронов, программируют их, тестируют, совершенствуют. А здесь нас как раз этому и учат. Виртуально я уже научился летать, теперь попробую поднять в воздух настоящий дрон», — говорит ученик.
Школьники сами могут писать программы для квадрокоптеров. На компьютере ребята выстраивают определённую алгоритмическую цепочку, а в реальности дрон выполняет заданные команды: взлетает, зависает в воздухе или включает световые индикаторы. Преподаватель Елена Харузина отметила, что программирование происходит на платформе «Трик Студио».
«Она лёгкая и понятная, позволяет писать простые и сложные программы для беспилотников», — поясняет Елена Владимировна.
Мария Гребенникова из 7-го класса пришла в Центр практической подготовки за новыми знаниями. По словам школьницы, работать с квадрокоптерами оказалось интересно и познавательно.
«Запустив БПЛА, я сразу вижу результат своего труда: что сделано хорошо, а что нужно доработать или подкорректировать», — отмечает Мария.
Когда ребята научатся хорошо паять, собирать и разбирать дрон, писать для него программы, они приступают к практическим полётам. В центре есть малая полётная зона, но при необходимости в спортивном зале могут собрать большую. В целях безопасности малый куб, где взлетают дроны, по всему периметру обтянут сеткой.
«У нас есть два типа квадрокоптеров: «Геоскан Мини» и базовый. Они просты в управлении, маленьким дроном даже можно управлять с телефона. Ребята начинают с выполнения несложных упражнений: взлёт и посадка. Постепенно задача усложняется. На дронах преодолевают препятствия, учатся двигаться по квадрату или «восьмёрке», — рассказал Александр Коротких.
До того как Александр Александров пришёл в Центр практической подготовки, он пробовал с друзьями запускать беспилотник, когда ещё в регионе не было запретов на полёты любительских квадрокоптеров. Первый опыт оказался не очень удачным. Дрон упал и его пришлось чинить.
Сейчас школьник искусно управляет беспилотниками, маневрирует и выполняет сложные фигуры пилотажа, умеет детально просчитывать траекторию движения. Он отмечает, что самое интересное в обучении — это преодоление препятствий.
«Виртуальный полёт отличается от реального. В онлайне не страшно разбить устройство, а в реальности, если что-то сделаешь неправильно, квадрокоптер можно повредить. Когда управляешь настоящим дроном, испытываешь совсем другой спектр эмоций и ощущений», — говорит Саша.
Первые шаги в искусстве пилотирования погореловские ребята уже сделали. По словам директора школы Натальи Марченко, теперь школьники готовятся к областным соревнованиям по управлению беспилотными летательными аппаратами «Технофест-2025». С таким усердием и желанием освоить современные технологии, которые проявляют юные операторы БПЛА, у них обязательно всё получится.
Наталья Мазниченко