Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
82.34
+0.78$
96.57
+1.09
+15 °С, ясно
Белгород

Безгранично влюблена в гончарство. Чем Наталью Минакову привлекла мужская работа

20 августа , 14:57ОбществоФото: Наталья Гречихина

Согласно историческим исследованиям глиняная посуда появилась задолго до нашей эры. В XXI веке она популярна в быту, а ещё стала настоящим произведением искусства.

Опарницы, крынки, корчаги

Испокон веков считалось, что гончарство — неженское занятие, а мужское. Ведь это большая физическая нагрузка, нужна сила и особый подход к делу. Но хрупкая женщина Наталья Минакова опровергла это утверждение.

У местного гончара спрос на поделки из природного материала с каждым годом увеличивается. Всё больше желающих приходят на занятия в творческую мастерскую.

«Общий трудовой стаж у меня внушительный. Я работала с детьми в детском саду в Ивнянском районе, где жила вместе с супругом Валерием, технической служащей в магазине села Яблоново. Когда появилась возможность освоить работу с глиной, с радостью воплотила в жизнь свою детскую мечту. Меня друзья ласково называют „самоучка“. А мне это нравится. В сети Интернет находила мастер-классы по изготовлению изделий из глины от известных умельцев, посещала их, осваивала гончарное производство методом проб и ошибок», — рассказывает Наталья Минакова.

Сейчас женщина готова проводить в своей мастерской сутки напролёт. Для любимого дела надо не так уж и много: гончарный круг, глина и печь — это основные инструменты для изготовления шедевров.

«Глину сначала заказывала в магазине. Для лепки свистулек, игрушек-грематушек она подходит прекрасно. Но для работы на гончарном круге нужна другая, специальная, с примесями. Её два раза привозила из Ярославля, когда была там в командировке. В начале мая вместе с подругами ездила в Чернянский район, на границе двух муниципалитетов в карьере накопала природного материала для пробы», — поясняет Наталья Минакова.

Местная глина оказалась высокого качества. Не изменяя технологию обработки, женщина сначала замачивала её в воде, процеживала от мусора и высушивала под прямыми лучами солнца. Не забывая при этом постоянно промешивать её до однородной массы.

Фото: Наталья Гречихина

После длительной подготовки можно приступать к работе. Материал необходимо зафиксировать на гончарном круге. Обхватить глину руками и постепенно её вытягивать. Этот этап называется центровка. Затем мастер создаёт отверстие в центре и делает форму для будущей фигуры.

«Это сейчас я могу слепить любую игрушку с закрытыми глазами. А вначале творческого пути было всякое. Изделия деформировались, появлялись трещины. Помню, однажды для школьников заготовила болванки Кота-воеводы — символа города-крепости „Яблонов“. Поставила их в муфельную печь, а температуру не отрегулировала. Слышу такой треск. Мне показалось сначала, что лес где-то поблизости валят. А оказалось, фигурки просто разлетелись», — рассказывает Наталья Минакова.

Благодаря курсам Евгения Покидаева, которые проходили в Москве в мае этого года, гончар усовершенствовала свои умения по изготовлению посуды. Евгений Петрович много лет занимается восстановлением исконно русской посуды. Согласно его наблюдениям кухонная утварь на Руси имела толстый бортик. Он символизировал силу и крепость нашего народа.

«Если очень внимательно присмотреться к питьевым и пищевым ёмкостям, можно увидеть, что они имеют яйцеобразную форму. А всем известно, что яйцо — олицетворяет жизнь. У наших предков всё было продумано до мелочей», — рассказывает Наталья Ивановна.

После посещения творческой студии женщина научилась изготавливать больше 20 форм посуды. Опарницы для теста, крынки, корчаги, кружки «кондюшки» — эти названия хорошо были знакомы нашим прабабушкам. А молодому поколению они навряд ли известны. Например, в корчаге бучили бельё со щёлоком (заливали кипятком и добавляли древесную золу. — Прим. авт.). Её объём достигал 30 литров. А в крынке — высоком сосуде с довольно широкой горловиной и округлым туловом — хранили молоко.

«Я стараюсь в уменьшенном виде на мастер-классах демонстрировать процесс изготовления предметов быта и рассказывать их историю», — поясняет Наталья Ивановна.
Фото: Наталья Гречихина

Хорошо забытое старое

При создании посуды гончар использует и старинные техники обработки глины. Например, молочение — это купание изделий в молоке перед обжигом. Затем предмет сушится в духовке при самой высокой температуре. Чем дольше он находится под воздействием температуры, тем коричневее становится. Молоко закрывает поры.

«Готовое изделие можно покрыть глазурью. Но мне больше нравится эффект дикой глины, когда этот природный материал не прячется под идеальным глянцевым покрытием», — признаётся мастерица.

По её словам, ещё можно использовать чернение в печи. Это древняя традиция. Она зародилась в III веке. Благодаря ей изделия становятся чёрными с серебряным отливом.

«Этот способ повышает прочность — восстановительный обжиг наделяет керамику водонепроницаемостью», — рассказывает Наталья Ивановна.

После того, как гончар сделал нужную форму, сырое изделие можно украсить по своему усмотрению. Декор делают не только специальными инструментами, но и природными материалами, например, оставляют оттиск растения или камня, наносят имя или талисман.

«Я всегда предлагаю написать название места, которое они посетили и просто поставить дату», — говорит Наталья Ивановна.

На полках её мастерской стоят разные виды кувшинов, горшочков, солонок, тарелок и чашек. Женщина старается раз в полгода посещать обучающие вебинары и семинары.

Фото: Наталья Гречихина
«Недавно по телевизору услышала, что в городе Гороховец живёт мастер Ольга Васильевна Гурова. Она в совершенстве владеет глиняным мастерством. Оно передалось ей в наследство от бабушки. Я планирую обязательно посетить её курсы повышения квалификации. Правда запись осуществляется на год вперёд», — рассказала Наталья Минакова.

На мастер-классы к местной умелицы приходят не только дети, но и взрослые. Им нравится расслабляющая атмосфера при работе с глиной, а малыши и подростки получают прекрасную возможность собственноручно изготовить сувенир или произведение искусства.

«Все свои работы стараюсь фотографировать. У меня накопился солидный архив с яркими кадрами. Я их периодически просматриваю, что-то повторяю, а некоторые распечатала и показываю посетителям», — поясняет Наталья Минакова.

Есть у работы с глиной и побочный эффект — кожа рук постоянно требует дополнительного увлажнения, а красивый маникюр остаётся только в мечтах.

«Но для меня это неважно, потому что я безгранично влюблена в дело, которым занимаюсь», — подчеркнула Наталья Минакова.

Наталья Гречихина

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите на
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 15:02
Ведущий первого канала Сергей Тугушев провёл просветительские встречи для белгородских студентов
Материал
ОбществоВчера, 14:22
Корочанцы смогут принять участие в Дне открытых дверей в «Школе 21»
Материал
ПроисшествияВчера, 11:33
11 муниципалитетов Белгородской области попали под обстрел ВСУ за сутки