Татьяна Выпирайлова обратилась в редакцию и рассказала такую историю:
«В селе Мальцевка, где живут мои родители, есть пруд. Ежегодно на него прилетают лебеди и выводят потомство. В этом году пара лебедей вывела птенцов и улетела. А один птенец остался. Он запутался в расставленных местными жителями сетях и повредил крыло. Теперь он погибает».
Татьяна, чуть не плача, просила помочь спасти бедную птицу.
Мальцевка — неприметное село в 75 км от областного центра. В день нашего визита погода не радовала. Моросил мелкий дождь, а водная гладь мальцевского пруда была пустынна. В надежде выяснить судьбу лебедя мы постучались в ближайшую калитку.
«Вот вы за лебедя переживаете, да? А тут надысь тётку машина сбила — и ничего, никто из газеты не приехал! А что, нефиг по обочинам ночью шастать…», — то ли спросил, то ли утвердил хозяин дома Валентин Белов.
Лебеди, по его словам, прилетают на пруд каждый год. Выведут потомство — и улетают на юг. Правда, порой на пруду остаются пара-тройка слабых птенцов. Впрочем, в версию с сетями, которые могли бы повредить крыло лебедя, житель села не верит:
«Никто сетями не баловался. Я бы знал. Выдра, наверное, прищемила лебедя или ещё кто».
Пока мы беседовали, из густого камыша на водной глади показался лебедь.
— Да вот он! — ткнул пальцем вдаль Валентин Николаевич.
— Вы не пробовали его поймать?
— Да кому он нужен? У нас в каждом дворе своих гусей да уток с головой!
Ещё по пути в Мальцевку у нас возникла идея поймать несчастную птицу и отвезти её специалистам.
— У вас случайно нет лодки? — не надеясь на положительный ответ, спросил я.
— Лодка есть. Резиновая. Двухместная. Дам. Плывите. Только бестолковое это занятие. Загоняет он вас.
Несколько минут спустя, ступая на тонкие полусгнившие доски и пытаясь не провалиться в холодную воду, мы спустили лодку. И вскоре убедились в правоте Валентина Белова. К лебедю, сидевшему в камышах на подтопленном травяном пятачке, нам удалось приблизиться метра на три. Правда, достать птицу оказалось невозможно: лебедь резко зашипел и, подняв грудью волну, быстро поплыл на середину пруда. Взлететь он не мог — на месте правого крыла торчал бесформенный пучок перьев. Весь итог «охоты» — фотографии, которые получилось сделать из лодки.
Можно ли поймать и спасти раненую птицу? Владелец грайворонского зоопарка «Птичье царство» Сергей Корниенко считает, что шансы есть.
«Несколько лет назад ловили мы чёрного лебедя. Для этого между двумя лодками натянули верёвку с привязанными к ней красными тряпками и этой снастью загнали птицу на берег, где помощники набросили на неё сеть. Только таким способом можно лебедя поймать. А зимой, боюсь, он не выживет. Лёд станет, и по нему лиса доберётся до обездвиженной добычи», — рассказал он.
Директор Белгородского зоопарка Николай Белов с ходу определил птицу по фотографии:
«Это лебедь-шипун. Он не занесён в Красную книгу России».
По словам Белова,не исключено, что это пролётные птицы и на Белгородчине у них промежуточный остановочный пункт.
«Такое случается ежегодно. Зачастую родители улетают, а один-два птенца остаются. Они просто не успевают встать на крыло. Это естественный отбор», — рассказал он.
Шипуны выводят потомство в конце мая. А в июле птенцы становятся на крыло.
«Мигрируют лебеди в конце сентября. Как говорят орнитологи: «Подул запад — птица пошла». То есть ждут западного ветра, чтобы лететь против его направления. Это законы аэродинамики. В основном летят ночью, а днём останавливаются на отдых», — продолжил Белов.
— А зоопарк принимает таких подранков, как наш?
— Мы не имеем права брать сторонних животных и птиц без разрешения региональной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Они должны пройти соответствующий карантин и иметь все необходимые документы. Бывало, конечно, что сжалюсь и возьму какую‑нибудь животинку без документов. Но за это меня наказывают. Закон есть закон.
— Есть ли шансы перезимовать нашему раненому лебедю?
— Не буду вас обнадёживать. Пока будет полынья, птица прокормится, а когда станет лёд, лиса быстро до неё доберётся.
— То есть нет надежды спасти лебедя?
— Если только по окрепшему льду вы доберётесь до лебедя быстрее рыжей хищницы…
Ну что, попробуем?