Вышитые картины Светланы Кузовлевой из села Короткое удивляют и завораживают. Глядя на них, понимаешь, что за готовыми произведениями кроется трудоёмкая, кропотливая работа мастерицы.
Долгими зимними вечерами Светлана Андреевна садится за стол и начинает творить. Стежок за стежком, крестик за крестиком, и на ткани постепенно вырисовывается желаемое изображение.
«Я начинала вышивать на вафельных полотенцах. Конечно, по сравнению с канвой работать на такой ткани не совсем удобно. Но огромное желание перевешивало все возможные сложности. Сегодня заниматься рукоделием легко, а раньше канвы и нитей было мало. Поэтому приходилось идти на маленькие хитрости: самой разлиновывать белую ткань, а старые вещи распускать на нити. Я скатывала их в клубки, чтобы они распрямились, и только потом вышивала», — начала разговор Кузовлева.
Мастерица показывает свои первые работы. О каждой она может говорить часами, рассказывать, когда и как вышивала. Красивые картины развешены по всему дому. Впечатляют масштабы полотен: есть такие, над которыми рукодельница трудилась не один месяц.
«Моя любовь к вышивке зародилась давно. Я часто вспоминаю двоюродную бабушку. Мы тогда жили в Узбекистане. У неё столько картин было. Как ни приедешь к ней в гости, а она сидит у окна и не спеша вышивает. Мне очень нравились её работы, и всегда было интересно, как она это делает. Наверное, её любовь к вышиванию передалась и мне», — предположила Кузовлева.
В начале 2000 годов Светлана Андреевна пришла в гости к своей подруге — заслуженному учителю школы РСФСР, автору гимна поселения Ольге Сергеевой. Корочанка увидела её работы, и увлечение вышивкой вспыхнуло с новой силой.
«Потом я поехала в Нижний Тагил к дочери и сестре в гости. В одном из магазинов продавались наборы для вышивки. Я не удержалась и купила их. Желание творить росло всё больше и больше. Вот, например, эту зимнюю тройку мы с Ольгой вышивали одновременно. Схема была разделена на несколько частей, она вышьет одну — отдаёт мне, и так далее. К Новому году как раз успели её закончить», — рассказала собеседница.
Увлечение мастериц также разделяют Татьяна Чекрыгина, Лидия Альшаева, Таисия Гридчина. Рукодельницы делятся друг с другом схемами, советуются, какой цвет лучше подобрать. Помогает в поиске вышивок и Всемирная сеть. Вот уж где можно найти картины на любой вкус.
«Мой храм», — говорит Кузовлева, приглашая пройти в другую комнату. Здесь находится её рабочее место, и здесь она создаёт свои шедевры. Под рукой у неё есть всё необходимое: нитки разных цветов и оттенков, специальные иголки, пяльцы, канва. Законченные произведения она везёт в Белгород в багетную мастерскую и заказывает к ним рамки. Дома у мастерицы около 50 работ, некоторые из них она вышивала не по одному разу.
«Эти подушки я сделала себе, потом такие же — сестре. А вот эти портреты, — показала Светлана Андреевна, — вышивала раз 15».
На стене висят четыре картины, на которых изображены Элизабет Тейлор, две принцессы Монако и Одри Хепбёрн. Работы выполнены чёрно-белыми нитками, но это только подчёркивает настроение и эмоции героинь.
Кузовлева признаётся, что хотела уж было оставить своё увлечение. Но когда увидела картину «Лондонский дождь», не смогла удержаться и вновь села за кропотливую работу.
«Начала с тёмных ниток. Здания вышила, смотрю, картина какая‑то мрачная получается, тяжёлая. Бросила, несколько дней не подходила к ней. Потом взяла себя в руки и закончила начатое. Не люблю оставлять работы незавершёнными. В итоге картина получилась удивительно реалистичной, кажется, что слышен шум дождя, даже капельки на асфальте видны», — акцентировала внимание на деталях собеседница.
У рукодельницы все картины особенные, в каждую вложена частичка её души и сердца. Кому‑то нравятся натюрморты с фруктами и цветами, кому‑то — городские улочки, кто‑то любит вышивать природу, а кто‑то — животных и людей. А Светлана Андреевна при выборе очередной своей работы полагается только на чувства: если картина ей понравилась, привлекла внимание своим видом и вызвала положительные эмоции, то в скором времени такое же полотно украсит дом вышивальщицы.
«Я люблю вышивать заполненные картины. Постепенно в процессе работы я вижу, как простая канва с помощью ниток и иголки превращается в прекрасный пейзаж или расцветает цветами. Это особенное чувство», — рассказала Кузовлева.
«Однажды прочитала в журнале статью. Женщина хотела купить себе квартиру, но у неё ничего не получалось. И она начала вышивать картину с изображением дома. Самое интересное, что после этого её мечта осуществилась. Похожая ситуация произошла с моей дочерью. Я закончила картину с изображением замка, спустя какое‑то время она купила себе новое жильё. Есть у меня ещё одна работа с красивым уютным домиком. Пока я её вышивала, сын купил себе просторный дом. Совпадение или нет, не знаю, но вот так мои мысли материализовались», — рассказала Светлана Андреевна.
Сделав очередную картину, корочанка чувствует себя счастливым человеком. Да и сам процесс доставляет ей немалое удовольствие.
«Вышивка — это моя страсть, я отдыхаю, отвлекаюсь от повседневных забот. Раньше подсобное хозяйство держали большое: корова, птица, огород, так я ночами вышивала. Так сильно хотелось вышивать. Сейчас, конечно, у меня на это больше времени — уделяю любимому увлечению каждую свободную минутку. Вот закончу эту работу и приступлю к следующей. Хочу вышить времена года, я уже продумала все детали, цвета нитей подобрала», — поделилась творческими планами Светлана Андреевна.
Вышивки Кузовлевой наполнены смыслом и выразительными образами, и ими, конечно, лучше любоваться в действительности. Но даже через объектив фотоаппарата можно убедиться, насколько они яркие и неповторимые.