Когда Ольга Цветкова начала фотографировать, то окружающий мир заиграл для неё новыми красками. В привычной реальности она стала замечать интересные детали, раскрывать для себя жизненную повседневность с неожиданных сторон. Эту красоту, невидимую на первый взгляд человеку, она показывает в своих работах. Мы попросили Ольгу рассказать о том, как она находит необычные сюжеты и явления там, где другие люди не замечают ничего выдающегося.
— Оля, традиционный вопрос: как и почему ты решила заниматься фотографией?
— С ранних лет меня привлекало творчество в разных его проявлениях. Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, писала стихи, обожала примерять на себя разные роли, танцевать на сцене. В моём воображении часто рождались идеи и образы, которые хотелось воплотить в жизнь, показать мир таким, каким его вижу я, а именно фантастичным, креативным. Фотографией занялась более трёх лет назад, когда работала в управлении социальной защиты населения администрации района. Я снимала различные мероприятия. Так меня заинтересовала репортажная съёмка. Но этого оказалось мало. С замиранием сердца смотрела на работы художественных фотографов и мечтала снимать так же.
— Как проходили твои первые съёмки?
— Сначала это были просто забавные фотосессии с подружками на природе или дома без особой тематической и композиционной задумки. Но с каждым разом мне хотелось реализовать какой‑то определённый образ. Первую серьёзную фотосессию я организовала для своей подружки Кати. Она была в образе куклы. Катя надела белый летящий костюм, сделала себе яркий, кукольный макияж, волосы собрала в хвостики. Мы взяли реквизит и пошли снимать. Было очень весело и в то же время волнительно. Каждый кадр тогда казался шедевром. Сейчас больше всего люблю съёмки на улице, с мягким светом уходящего солнца. Также фотографирую в студиях, храмах и даже дома. В поиске живописного уголка для съёмок помогает опыт.
Наша местность очень красивая — главное, не сидеть на месте, а больше гулять, присматриваться, искать красивый свет. Именно он может сделать самое обычное волшебным. Очень многие мои творческие съёмки — это одно большое приключение. За эти годы самыми запоминающимися стали съёмки с лошадьми, со щенками самоеда, в водоёме и со стогами сена. Каждая из них уникальна по‑своему, но их объединяет огромный заряд позитива и яркие эмоции, которые получила не только я, но и модели. Самая большая трудность, с которой приходится сталкиваться перед фотосессией, — это отсутствие реквизита и одежды для выбранного художественного образа. Приходится выкручиваться, делать платья и накидки из ткани, мастерить короны. Оказывается, что для этого не требуется дизайнерское образование, нужен только клей, ножницы, самые простые материалы и немного фантазии.
— Фотографируя, ты больше импровизируешь или есть некий заранее подготовленный план?
— Каждая съёмка начинается с серьёзной подготовки. 80% успеха зависит именно от неё. Необходимо проработать всё: идею, образ, локацию, одежду, дополнительные аксессуары или реквизит. В мыслях или на бумаге можно сделать раскадровку, так на фотографиях будет видна чёткая история. Правда, во время съёмки сложно придерживаться строгого плана действий. Меня, как и любого творческого человека, привлекает импровизация. Так рождается немало красивых кадров.
— Что тебя вдохновляет творить?
— Мое богатое воображение, прекрасное настроение и улыбки людей во время съёмок, а также восторженные отзывы после просмотра фотографий. В такие моменты понимаешь, насколько важными являются эти снимки для каждого. Особенно заметно это спустя время. Ведь любой момент нашей жизни уникален и неповторим, а фотография — это инструмент, который помогает его сохранить и поделиться им с близкими.
— Оля, в каких жанрах ты предпочитаешь работать?
— У меня нет какого‑то одного любимого стиля съёмки, я использую приёмы каждого в зависимости от ситуации. Часто обращаюсь к портретной съёмке. Этот жанр прекрасно рассказывает о людях и историях, связанных с ними. Репортаж люблю и ценю за важность момента, за его динамику. Он очень хорошо подходит для свадеб, крестин, юбилеев.
Есть у меня и концептуальные работы. Это съёмки в образе лесных фей, принцесс, ведьм. Именно здесь фантазия раскрывается в полном объёме, нет предела воображению и нет условных рамок. Это то творчество, которое делает этот мир ярким и сказочным. И конечно же, основную долю занимают прогулочные и семейные съёмки. Эти фотографии получаются особенно чувственными, трепетными. В них много любви к близким и родным, они наполнены улыбками и детским смехом.
— Что помогает развиваться и становиться лучше как фотографу?
— Обучающие курсы и личный опыт. Сначала я, как и все, кто хоть раз держал фотоаппарат в руках, снимала в автоматическом режиме. Удобство в этом есть. Неоспоримый плюс в том, что фотоаппарат автоматически подстраивается под определённый жанр и условия съёмки. Со временем стала всё чаще пользоваться ручными настройками. После проведённых экспериментов поняла, что этот способ имеет намного больше преимуществ и возможностей. Я могу управлять светом, резкостью, выдержкой. Это делает фотографии живыми и чувственными. Когда видишь результат своих стараний, прогресс, который происходит из года в год, это тоже хороший стимул, чтобы развиваться ещё дальше. Я всё время нахожусь в поисках новых идей и знаний. И чем больше узнаю, тем больше мне хочется применять свои знания на практике.
— Оля, каким ты видишь мир через линзу объектива?
— Когда просто идёшь по делам или гуляешь, всё кажется обычным и даже немного скучным. Но когда фотоаппарат в руках, я начинаю даже в самых обычных вещах искать что‑то необыкновенное. Снимать можно везде, просто нужно научиться видеть красивые ракурсы и композицию будущей фотографии в целом. Если правильно расставить детали, подчеркнуть нюансы, то и снимки будут эффектными.
— Как фотография изменила твою жизнь?
— Я люблю работать с людьми, нести пользу и хорошее настроение, общаться, раскрывать потенциал своих моделей, становиться их другом. Фотография подарила мне много новых знакомств, возможность самовыражаться. Появилось желание постоянно совершенствоваться. Для меня бесценны позитивные эмоции людей, которых я фотографирую. Каждая новая идея для съёмки зажигает меня, хочется мчаться на край света и снимать до последнего луча солнца. А приходя домой, просматривая отснятый материал, я чувствую абсолютное счастье. Фотография меняет жизнь каждого человека, а не только мою. Она обладает уникальной способностью заново возвращать людей в то время, которое уже не повторится.
— В каких фотовыставках ты участвовала?
— Несколько раз в районной выставке ко Дню молодёжи. Также в 2019 году моя работа заняла призовое место в областном конкурсе «Будущее Белгородчины» в номинации «Связь поколений». На фотографии были изображены представители нескольких поколений одной семьи, съёмки проходили дома у модели, которая и предложила мне запечатлеть её семью для конкурса.
— Скажи, пожалуйста, а тебе самой нравится фотографироваться?
— Честно говоря, да. Люблю перевоплощаться в разные образы, вживаться в другие роли. Но, самое главное, этот опыт помогает мне работать с людьми. Ведь только побывав по ту сторону объектива, ты понимаешь, что чувствует модель, как её необходимо поставить для выигрышного ракурса, как снять напряжение во время фотосессии.
— Расскажи о своих планах. О чём ты мечтаешь как фотограф?
— Добиться такого же успеха, как и мои кумиры-фотографы. Я постоянно слежу за творчеством многих фотографов. Из современных мне очень нравятся работы Маргариты Кареевой, Марины Жариновой, Валерии Войниковой, Павла Михайлова. Искренне надеюсь, что люди, с которыми я работаю, спустя многие годы в кругу родных и близких будут пересматривать сделанные мною снимки и вспоминать тот день и момент своей жизни, когда они были счастливы.