Журналист газеты «Ясный ключ» заступил на рейдовое мероприятие по безопасности дорожного движения вместе с экипажами ДПС. Три часа дежурства оказались результативными.
В 15.50 начальник отделения ГИБДД МВД России по Корочанскому району майор полиции Александр Малахов проводит развод и ставит нарядам задачу на ближайшие три часа. С 16.00 до 19.00 объектами внимания полицейских станут автомобили, имеющие технические неисправности, а именно незаконно тонированные лобовые и передние боковые стёкла. Хотя полномочия сотрудников этим вечером, естественно, не ограничиваются — они обязательно обратят внимание на любые нарушения и примут нужные меры.
«Первый экипаж — село Погореловка, торговый центр „Спутник“, старший экипажа — старший лейтенант полиции Свиридов, с ним лейтенант полиции Шабельников, — объявил расстановку сил Малахов. — Второй экипаж — Короча, улица Дорошенко, АЗС „ТНК“, старший — капитан полиции Шейченко, лейтенант полиции Лазарев. Третий экипаж — Погореловка — Бехтеевка — Короча, старший — капитан полиции Шестухин, старший лейтенант полиции Лопин. В 19.10 встречаемся и подводим итоги. Вопросы есть? Вопросов нет. По маршрутам!»
Меня назначают «помощником» в первый экипаж, к Льву Свиридову и Андрею Шабельникову. Офицеры только утром сменились с суточного дежурства, но отдохнуть перед рейдом успели. Ровно в 16.00 выдвигаемся с территории районного отдела к «Спутнику». Знакомимся, обсуждаем план работы, делимся впечатлениями от невыносимой духоты, царящей за окнами, и в шутку мечтаем о морской прохладе. Заменитель моря, впрочем, в виде бутылки с водой у каждого из нас с собой. Вот и наш пост. Работаем.
По поводу тонировки, или специальных сеток, накладываемых на передние боковые стёкла, водители в основном единодушны во мнении — удобное приспособление, спасающее от солнечных лучей, что делает вождение более комфортным. Однако закон квалифицирует затемнение окон однозначно — плёнка должна пропускать свет не менее чем на 70%. Иное соотношение, утверждают полицейские, может легко стать причиной ДТП.
«На улицах мы порой останавливаем полностью закатанные в чёрное автомобили, — рассказали стражи порядка. — Измеряем светопропускаемость прибором — 3–4%! С подобными показателями и днём‑то плохо видна дорога, а в сумерках водителю вообще невозможно оценить обстановку вокруг. Представьте себе ситуацию, если ребёнок, например, переходит дорогу: боковой обзор для водителя затонированной машины практически закрыт. Исход очевиден».
Этим правилом, по словам полицейских, чаще всего пренебрегают молодые автолюбители — от 18 до 25 лет. Юношеский максимализм требует выделяться среди ровесников всегда и во всём, но спасаться от беспощадных солнечных лучей во время движения лучше всё‑таки законным способом, а именно плёнкой с правильным значением пропуска: она и свет преломляет, и претензии со стороны сотрудника ГИБДД не вызывает.
— Как обычно реагируют на ваши замечания удалить плёнку? — спросил у старшего лейтенанта Свиридова, прослужившего в правоохранительных органах почти 12 лет.
— По‑разному, — ответил опытный полицейский. — В основном устраняют на месте. Если же водитель обещает привести машину в порядок позже, то ему даётся 10-дневный срок. По истечении указанного периода в случае невыполнения требования гражданин вдобавок может быть привлечён к ответственности по статье 19.3 КоАП РФ — за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. А штраф за незаконное тонирование — 500 рублей. Повторное нарушение — в двойном размере либо арест до 15 суток. Такие у нас тоже были.
Лейтенант Шабельников взмахом жезла останавливает первую машину — легковой автомобиль «Лада», наклоняется к водителю, здоровается, называет свою должность и фамилию, просит предъявить документы. Размышляю про себя, чем автомобиль без затемняющей плёнки с адекватным, на первый взгляд, молодым мужчиной за рулём привлёк внимание полицейского, однако позже офицер объяснил свой поступок. Оказывается, ранее этого корочанца уже останавливали за незаконное тонирование стёкол, поэтому инспектор решил удостовериться, всё ли в порядке.
— Как же вы запомнили машину? — удивился я. — Ведь ежедневно мимо вас проезжают сотни разных автомобилей.
— Я служу в полиции недавно, с 2017 года, но память на модели, цвет и госномера выработалась чётко, — сказал инспектор. — Причём, увидев знакомый транспорт, могу назвать фамилию владельца, сколько раз и за что привлекался к ответственности. Видимо, сказывается ещё и то, что отношение к нерадивым водителям особое: если они нарушили правила однажды, есть вероятность того, что переступят черту закона повторно. Поэтому память включается избирательно.
Лейтенант Шабельников делится и другими секретами работы. Едва происходит первый контакт с остановленным на трассе водителем, полицейский моментально составляет в уме характеристику на человека — по его взгляду, словам, движениям рук. Именно по интонации, мимике и жестам можно быстро понять, не употреблял ли водитель алкогольные напитки или психотропные вещества. Одновременно бегло осматривает салон автомобиля: не перевозит ли запрещённые или украденные предметы, указанные в ориентировках, пристёгнуты ли ремнями безопасности пассажиры.
В час пик дорога у «Спутника» в Погореловке достаточно оживлена. В обоих направлениях автомобили передвигаются плотным потоком, оставляя иногда короткие интервалы на пару минут. Свиридов и Шабельников останавливают одну машину за другой — проверяют документы, осматривают автомобили внутри и снаружи.
«Здравствуйте. Инспектор ДПС старший лейтенант Свиридов, — представился полицейский, остановив старые «жигули» седьмой модели. — У вас всё в порядке? Документы, пожалуйста».
Пожилой водитель достаёт из бардачка папку с нужными бумагами и протягивает сотруднику. Лев Георгиевич обращает внимание на водительское удостоверение, срок действия которого истёк 30 марта 2020-го. Зная о том, что апрельский указ президента «О признании действительными некоторых документов граждан Российской Федерации» продлевает их действие до 15 июля, он всё‑таки связывается с капитаном Шестухиным и сообщает о ситуации. Тот подтверждает: верно, водительские удостоверения, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года, признаются действительными.
«Не забудьте поменять удостоверение, у вас осталось мало времени, — обратился старший лейтенант к корочанцу, возвращая документы. — Всего доброго, счастливого пути».
На вопрос о том, как изменились их привычки и характеры благодаря службе в полиции, оба сотрудника, не задумываясь, отвечают, что профессия наложила заметный отпечаток на поведение в повседневной жизни. Андрей, например, стал более общительным, а Лев Георгиевич научился быть дисциплинированным и бдительным. Гордятся ли тем, что служат в ГИБДД? Безусловно. Несмотря на то, что контактировать приходится с большим количеством разных людей — с отъявленными злоумышленниками в том числе.
— В Корочанском районе есть рекордсмен по нарушениям на дороге, — признался Свиридов. — За управление автомобилем в нетрезвом состоянии отбывает сейчас наказание в колонии. Один раз он уже отсидел за пьяную езду, освободился, прошло пару месяцев — и опять сел за руль под градусом.
— Как с такими бороться? — спросил у офицеров. — Их, кажется, уже не переделаешь.
— К сожалению, — развели руками инспекторы. — Но мы с ними всё равно работаем, пытаемся образумить.
Как пытались несколько лет назад с помощью табельного оружия образумить водителя, не подчинившегося требованию полицейского остановиться. Экипаж ДПС догнал лихача у села Короткое, а стрелять по колёсам решили, когда поняли, что пьяный водитель создавал реальную угрозу жизни и здоровью людей. Остановили и обезвредили.
Женщины нарушают правила реже, чем мужчины, потому что ездят с опаской, медленнее и аккуратнее. Главные ошибки прекрасной половины заключаются в мелочах — забывают включить свет, пристегнуться, иногда не уступают пешеходу право движения по нерегулируемому переходу. Однако, вспоминают инспекторы, в отношении одной корочанской автоледи однажды возбудили уголовное дело за повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
«Раньше водительских удостоверений лишали только за выезд на полосу встречного движения и управление в нетрезвом виде, сейчас таких нарушений, за которые можно оказаться без прав, намного больше, — прокомментировал капитан Шестухин. — Наказания ужесточаются, однако нарушений, увы, меньше не становится».
Нам отзванивается второй экипаж, дежурящий в районе автозаправочной станции на улице Дорошенко: инспекторы составили первый протокол о незаконном тонировании.
Тёмно-зелёная иномарка привлекает наше внимание двумя сетками, установленными на передних боковых стёклах. Старший лейтенант Свиридов работает по инструкции: проверяет, не числится ли машина в угоне, не привлекался ли водитель к ответственности раньше. Когда необходимые действия выполнены, просит снять сетки. Водитель беспрекословно подчиняется требованию и спустя минуту уезжает. Инспектор отметил, если в следующий раз его опять остановят с сетками – оштрафуют на 500 рублей.
Только мы решаем поменять место дислокации поста, как видим ту самую «Ладу», остановленную Шабельниковым пару часов назад. Свиридов, узнав госномер, машет жезлом, приказывая припарковаться у обочины, и идёт к месту остановки. Водитель умоляющими глазами смотрит на Андрея Шабельникова в надежде, что тот вернёт коллегу и подскажет, что машина уже проверялась. Ничего подобного. Лев Георгиевич изучает документы, осматривает салон автомобиля и только потом отпускает. А ты не нарушай!
По итогам рейда инспекторы ДПС составили семь протоколов, пять из них — за незаконное наклеивание плёнки. Три водителя согласились снять её на месте, остальным выданы требования, на основании которых они должны устранить нарушения в 10-дневный срок. Света в салоне автомобиля много не бывает. Да будет свет!