Игрушка стимулирует гуманное поведение, у ребёнка формируется адекватная модель поведения в социуме. К сожалению, традиционные для русского менталитета игрушки преимущественно вытеснены с полок магазинов западными аналогами. Однако и современная игрушка может быть для ребёнка источником радости, мотивом для игры, создавать условия для развития, в первую очередь социального.
Важно, чтобы взрослые помнили, что игрушка — это не просто забава. Играя, современные дети должны получать первоначальные понятия добра и зла, приобрести опыт созидательного поведения.
Действие, выполненное в ходе игры, обязательно повлияет на содержание социального опыта ребёнка и может быть воспроизведено в реальности. Поэтому, если игрушка побуждает вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у ребёнка формируется своеобразная модель того, как вести себя в социуме. Поэтому недопустимо использование игрушек, которые побуждают агрессивные поступки, жестокость, грубость.
Современные мальчишки, так же, как и дети прошлых лет, любят игры с оружием. Современная игрушечная индустрия производит очень много военных игрушек. Поэтому, когда дети затевают разные стрелялки, важно заключить с ними железный договор — не стрелять в живых! Ведь дети начинают стрелять друг в друга, в мирные игрушки только тогда, когда окружающим ребёнка взрослым всё равно. Гораздо полезнее научить детей рисовать мишени и стрелять по ним. В мишень попасть гораздо труднее, чем в приятеля или его игрушку. Поэтому стрелялки по нарисованным мишеням способствуют формированию настойчивости, выдержки, а также адекватной конкуренции. Все эти качества очень способствуют социализации, а самое главное, ребёнок приобретает полезный опыт.
Сейчас продаётся много наборов солдатиков, военной техники. Игра в войнушку — ролевая. В ходе военных манёвров у детей развиваются тактические способности, навыки взаимодействия, ребёнок получает опыт проявления активности, направленной на самозащиту. Ведь если сформируется опыт полного непротивления злу, насилию, ребёнок может испытывать серьёзные трудности социализации в коллективе.
В нашу жизнь прочно вошли куклы, похожие на взрослых женщин. Полностью оградить современных девочек от этих кукол невозможно. Ведь даже если родители откажутся от такого приобретения, Барби принесёт в детский сад другая девочка. Поэтому целесообразно научить детей правильной игре с Барби.
Барби демонстрирует модель взрослого, а не детского поведения. Поэтому, играя с ней, ребёнок может действовать так, как будто он взрослый. Этому способствуют ролевые игры, в которых Барби может быть доктором, продавцом, мамой. Способ правильного, социально одобряемого поведения этого персонажа в игре должен показать ребёнку взрослый. Копируя его, дети учатся управлять своим поведением, осуществлять самоконтроль в соответствии с общепринятыми правилами.
Очень значимой в жизни ребёнка является кукла. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека: купают, катают в коляске, переодевают. Кукла не только участвует в детских играх, но выступает идеальным партнёром по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Девочки переодевают своих кукол и собираются устроить показ мод кукольных нарядов:
«Моя кукла Барби наденет красивое платье с длинным рукавом и серебряной вставкой, пышной юбкой. В таком наряде можно посетить день рождения», — радостно сообщает одна девочка другой.
Среди современных игрушек много таких, которые имитируют предметы быта (миксеры, тостеры, пылесосы и т. д.). Вряд ли для дошкольника будет полезным осваивать с помощью этих игрушек навыки работы с бытовым электроприбором. А вот постичь в ходе использования этих игрушек в ролевой игре смысл человеческой деятельности и специфику отношений между людьми будет полезным шагом в социализации ребёнка. Бытовые предметы нужны в игре как атрибуты, помогающие ребёнку войти в роль, выполнить действия, которые эта роль транслирует.
Огромный простор для освоения дошкольниками социального опыта открывают ролевые игры. Сейчас продаётся много наборов для игры в продуктовый магазин. Играя в неё, дети приобретают важные знания о социальных нормах взаимодействия. Например, приобретённый товар надо обязательно оплачивать, в магазине надо соблюдать определённые правила (есть магазины, в которые нельзя заходить с животными или продуктами), надо соблюдать очередь, нельзя толкаться, опрокидывать товар с полок, продавцы и покупатели должны быть вежливыми и т. д.
Для игры в почтовое отделение можно использовать игрушки, которые имитируют посылку (подарок). Эта игра способствует формированию бережного обращения с вещами (посылки нельзя ронять), соблюдению правил поведения в общественных местах, а самое главное, дети приобретают полезный опыт заботливого отношения к окружающим, упаковывая посылки с подарками.
Много полезных навыков коммуникации, опыт милосердного отношения к другим, оказания помощи своим куклам и мягким игрушкам приобретают дети, играя с современными наборами «Доктор». А с наборами игрушечных животных можно организовать игру «Ветеринарная клиника», в которой дети получают опыт гуманного отношения к природе.
Дети посещают с родителями кафе, пиццерии. Есть много игрушек — атрибутов этих заведений общественного питания. Игра в кафе учит ребёнка быть вежливым, если он играет роль официанта, соблюдать правила этикета, если он играет роль посетителя.
В продаже есть детские игровые кухни. Девочки любят играть с этой игрушкой. На кухне они не только готовят, но и раскладывают продукты в ящички, наводят там порядок, приобретают опыт поведения хозяйки.
Мальчикам нравятся игрушки-супергерои. Как правило, играя в супергероев, дети просто бегают и прыгают. Однако можно предложить использовать силу супергероев для игры в спасателей, в МЧС. Тогда игровое поведение детей будет направлено на помощь слабым, их защиту. Если мальчик в детстве приобретёт игровой опыт защитника и спасателя, это будет способствовать (при должном воспитании) трансляции этих качеств в повседневной жизни.
В игру «Автомойка» хорошо играть летом на прогулке. На автомойке можно мыть не только игрушечные машинки, но и детские велосипеды и самокаты. Играя, дети приобретают опыт выполнения трудовых действий, бережного отношения к вещам, ухода за ними. На игру «Чаепитие» с кукольной посудой и мебелью можно пригласить животных и кукол. Сервируя кукольный стол, девочка учится быть гостеприимной, проявлять заботу.
Кукла имеет большое значение в жизни ребёнка. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека: купают, катают в коляске, переодевают. Кукла не только участвует в детских играх, но выступает идеальным партнёром по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями.
Воспитатели детского сада №2 «Жемчужинка» г. Короча Евдокия Кириогло, Наталья Сотникова.