Молодой специалист взяла под своё крыло робких и несмелых первоклашек. Непоседливым и спокойным, громким и тихим, стремящимся к учёбе малышам она помогла открыть мир знаний. Благодаря огромной любви к детям и упорному труду Натальи Павловны, её ученики успешно освоили весь курс школьной программы начальной школы, с удовольствием занимались проектной и исследовательской деятельностью, участвовали и занимали призовые места в олимпиадах, акциях и конкурсах.
В этом году Наталья Павловна проводила своих первых выпускников в пятый класс. Сегодня творческий, влюблённый в своё дело педагог расскажет нам, каким был первый опыт классного руководства и чем особенно запомнились первые шаги в нелёгкую, но очень важную для каждого человека профессию.
Наталья Павловна, оглядываясь назад, скажите, Ваше ожидание от профессии и реальность трудовых будней совпали? Как думаете, для себя Вы выбрали профессию по душе?
За время учебы в вузе нас, будущих учителей, неоднократно «испытывала» педагогическая практика и довольно-таки тесная связь с учениками и учителями. Уже тогда я часто задавала себе подобного рода вопросы: «Смогу ли? Моё ли? Не сломаюсь? Не передумаю?» Вероятно, каждый учитель идёт на определенный риск и бросает вызов самому себе. Но хотелось бы добавить, что хорошо быть смелой и решительной, когда за спиной есть крепкий и надёжный тыл. Мой тыл — это мои родные и моя мама. В день защиты диплома она сказала мне: «На тебя смотрит вся страна! Как справишься — позвони мне». Как можно, после такого напутствия, выполнить дело не на «отлично»? Безусловно, после окончания университета, у каждого молодого учителя накапливается база «мечтаний и ожиданий». Но моя реальность, к счастью, оказалась сродни с тем, что я себе представляла. Колкости, шероховатости и издержки моей профессии лечатся детьми, и нахождение рядом с ними приносит колоссальный заряд энергии и позитива. Поэтому, если бы мне предложили отмотать время на четыре года назад и дали бы возможность выбрать себе путь заново — я выбрала бы свой, без доли сомнений.
В 2018 году ко Дню учителя в нашей газете была опубликована статья: «В самом начале пути». Тогда вы — молодой специалист, рассказывали, как прошёл первый месяц работы. Вы говорили, что за это время Вам удалось найти общий язык с первоклассниками и их родителями. Как дальше развивались события? Чем Вам запомнились годы вашего классного руководства?
Действительно, тогда в 2018 году, я была окрылена и озабочена работой со своими первыми малышами, с моими звездочками. Именно они подарили мне возможность раскрыться и снимали напряжение в непростых ситуациях. За четыре года работы с моим классом я ни разу не почувствовала от детей сомнение, недоверие. С благодарностью осознаю, что в этом, конечно, заслуга родителей моих учеников: пап и мам, которые с трепетом и отвагой были всегда рядом в нашем непростом труде — учёбе. Они являлись крепкой стеной в любых вопросах. Чувствуя такую колоссальную поддержку, сложно не найти общий язык с детьми, сложно сделать что-то «против системы», не так. Годы классного руководства дали мне отличный опыт и знания, которые я применяю в жизни. Например, теперь я без труда умею одновременно выполнять работу на ноутбуке, плести косичку ученице, контролировать игру в шашки, назначать дежурного и всё это время, попутно, отвечать на вопросы ребят, задаваемые с завидной скоростью. Моя жизнь по сей день многозадачная. Словно Гай Юлий Цезарь (смеется).
Наталья Павловна, а какие они — Ваши первые выпускники?
Мои ученики многократные участники предметных онлайн-олимпиад, победители различных муниципальных и региональных творческих и спортивных конкурсов. Разносторонние, смелые, дружные, такие, какими должны быть современные дети. Горжусь каждым из них, ведь в свои неполные 11 лет они уже знают, чего хотят от жизни, умеют трудиться сами и знают цену чужому труду. Это было незабываемое время. В один из последних дней мая этого года, когда мои дети уже стояли на пороге прощания с начальной школой, моя ученица в окружении одноклассников мне сказала: «Я, наверное, ещё долго в 5 классе буду по ошибке сначала в эту, нашу, дверь заходить». Тогда я расплылась в улыбке и не нашла слов, чтобы ответить на сказанную фразу, но очень долго крутила её в своей голове. Что она значит для меня, как для учителя? То, что наш класс стал вторым домом для каждого из ребят. Надёжным и крепким. Закрывая классную дверь, мы обсуждали всё, даже самые «острые» вопросы, искали выходы и входы, учились принимать друг друга, вместе плакали и очень громко смелись, учились хранить секреты друг друга и быть снисходительными. Оказывается, для моих учеников дверь в наш класс, своего рода, родное место, как корень у дерева. Что-то самое значимое, сокровенное. И, обращаясь к моим выпускникам сейчас, ко всем и к каждому лично, хотела бы добавить, что в любую из минут, моя дверь для них всегда открыта. Будь то классная дверь или дверь моего дома. Очень хочу, чтобы они об этом знали!
Наверное, в ходе таких бесед Вам неоднократно приходилось слышать и довольно экстраординарные вопросы?
Да, вопросов в стиле «главное не засмеяться» было очень много, особенно в первом и во втором классах. «До свидания, Наталья Павловна. Всё хотел спросить: Вы и на огород на каблучках ходите?» «А если наша учитель английского из Англии, то, что она делает в Короче?» После последнего вопроса, я сама почти в него поверила и задумалась (смеётся). Забавных историй было настолько много, что карта памяти в голове стирала их периодически, чтобы было место для новых. Наверное, сколько совместных учебных дней прошло, столько и ситуаций было. Для меня, как для молодого учителя, самыми милыми были истории — попытки первых выражений симпатий, когда дети пытались занять своё место под солнцем, желательно рядом с обожаемым объектом и желательно наедине.
Какие яркие моменты, связанные с Вашим первым выпуском, вы сохраните в своём сердце?
В прошлом 2021 году на летних каникулах я и мои ученики с родителями отправились покорять Эльбрус в Кабардино-Балкарию. Что может быть лучше гор? Ещё часто вспоминаю праздники День учителя и 8 Марта, когда каждый из моих учеников старался сделать что-то особенное и приятное для меня. Дети несли рисунки и поделки, самодельные блокноты и наклейки, украшали класс и исписывали доску пожеланиями. Это были моменты моей точки ориентира: значит, я всё делаю правильно. С моими учениками я разделяла и свои личные жизненные моменты. Любой из дней мог превратиться в праздничный, если того требовала ситуация. Однажды мы в классе отмечали День борща, доеденного до последней капли, потому что за обедом я была приятно удивлена, увидев пустые тарелки у всех детей. А ещё, был День певца и сыщика: сначала кто-то тихонько на уроке пел, а потом мы все вместе его вычисляли.
В таком весёлом и энергичном ритме четыре года пролетели незаметно. Какие чувства и эмоции Вы испытали в день Последнего звонка, понимая, что Ваши дети поднимаются на следующую ступень взросления?
В ночь перед 25 мая, праздником Последнего звонка и праздником прощания с начальной школой, я практически не спала. Думала о важности предстоящего дня, о его удачном проведении. Честно признаться, я не обсуждала с детьми, вплоть до этого события, что нам вместе осталось побыть совсем немного, что это крайние деньки, когда мы связаны друг с другом общими делами, заботами, уроками. И дети не поднимали подобных тем. Мы обоюдно переживали и боялись произносить что-то вслух о том, что было внутри, о кинжалах, которые уже начинали вонзаться в души. Но, придя в класс раньше всех ребят, я вдруг поняла для себя простую истину — ничего не бывает вечно, и поделилась этим со своими учениками. Без эмоций и внутреннего надрыва сложно было о чём-то говорить, но это был тот день, когда я отпускала в большую, долгую, сложную учебную жизнь своих птенчиков и была уверена, что теперь они справятся, теперь они окрепли и им можно выпорхнуть из теплого гнёздышка. Но я, вооружившись биноклем, всё равно, нет-нет, да и буду приглядывать, чтобы перья на месте были, когти пострижены и хохолки причёсаны.
Вы с такой теплотой и трепетом говорите о «своих» детях. Все эти годы, Ваша задача была не только дать им знания, заложить фундамент для будущих открытий, но и стать для каждого ребенка другом и наставником. Почему Вы стремились к этой цели?
Потому, что я не просто учитель. Я — классный руководитель. А также проблем «разгребатель», новых идей соискатель, в горести утешитель, в ссадинах «залечитель», любитель, ругатель, творитель, сочинитель, в чём-то родитель и ещё много-много кто. И чтобы каждое дело получалось с максимальным результатом, нужно быть ближе каждому ребенку. Знать его сильные и слабые стороны, понимать его настроение и не настаивать на своём, когда ученик находится в оппозиции. В такие моменты многое решало время. Моя цель не просто учить ребенка, но и воспитать в нём настоящего человека с большой буквы, патриота своей Родины, опору для своих родителей.
Наталья Павловна, я знаю, что за эти годы Вас есть личные профессиональные достижения. Вы участвовали в Международной практической конференции, стали победителем муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют». Какую пользу для себя Вы извлекли, участвуя в этих состязаниях?
Участие в конкурсах профессионального мастерства разделили мою жизнь на «до» и «после». Они дали возможность перенять опыт учителей, которые в своей профессии более 35-40 лет, позволили отметить сильные стороны своих соперников и их наставников, помогли справиться со страхом, который обычно присутствует у каждого педагога перед открытым уроком. Любой конкурс или соревновательный этап — это ступень лестницы, которая ведёт к успешной работе. Так или иначе, учитель не должен стоять на месте. Мы находимся в постоянной динамике, в движении вверх.
В региональном конкурсе «Самый классный классный» Вы оказались самой юной учительницей. Вам пришлось бороться за победу с педагогами, имеющими за плечами большой стаж работы. Почему, по вашему мнению, именно на первого учителя ложиться высокая ответственность за детей?
Не стоит умалять значимость учителей среднего и старшего звена, которые выполняют огромный труд ежедневно, продолжая обучать и воспитывать наших детей, лепить из них ответственных и честных, добрых, умных и надёжных людей. Но, положа руку на сердце, я хотела бы выразить искреннюю признательность и восхищение своим коллегам, первым учителям, учителям начальных классов, за терпение и бесконечную любовь к детям. Именно к нам приходят маленькие человечки, не знающие букв, путающие право и лево, октябрь и апрель. Именно от нас они узнают, сколько планет в Солнечной системе и сколько лет может прожить черепаха. Именно мы учим их шнуровать обувь, склонять по падежам и считать в уме. Первый учитель, как и начальная школа — это фундамент. И от того, насколько он надёжен, зависит качество и внешний вид последующих «этажей».
Первого сентября к Вам придут новые дети. Волнуетесь перед встречей? Что им скажете?
Моя профессия циклична. И, конечно, я уже готовлюсь к встрече со своими будущими первоклассниками. Сложно всё начать с нуля и перестать сравнивать, но я уверена, что они будут отличными ребятами, достойными своих предшественников. Переживаю ли? На удивление, совершенно не волнуюсь. Спросите об этом 31 августа (смеётся). Не хотела бы раскрывать всех тайн, но уже, безусловно, я внесла изменения в предстоящую работу с детьми и с нетерпением жду часа, чтобы познакомиться с каждым из них и сказать: «Ну, здравствуй, малыш! Я тебя очень ждала!»
Назовите, пожалуйста, Ваш «рецепт» учительского успеха?
Любить детей и быть собой. Вот и всё.
Наталья Малина