Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:48, 16 сентября 2019

Привыкаем к школе вместе. Психолог Корочанской ЦРБ – об адаптации ребёнка

Привыкаем к школе вместе. Психолог Корочанской ЦРБ – об адаптации ребёнкаФото: Наталья Мазниченко
  • Статья

Мария Чуйкова помогла разобраться в важной и интересующей многих родителей проблеме.

Суть термина

Актуальная на сегодняшний день тема рано или поздно затрагивает всех мам и пап. И зачастую вопросы, как помочь ребёнку освоиться в классе, привыкнуть к учителю, научиться быть частью коллектива, остаются без ответа. Давайте вместе разберёмся в корне этой проблемы.

«Адаптация — многоплановый процесс, который включает в себя физиологическую составляющую. Иными словами, происходит снижение двигательной активности: ребёнок сидит за партой, и ему тяжело к этому привыкнуть. И вторая — социально-психологическая, когда ребёнок умеет концентрироваться, внимателен на уроках, легко приспосабливается к изменяющимся внешним и внутренним условиям: к учителям и их требованиям, к одноклассникам, не боится с ними общаться и так далее. Наиболее часто этот вопрос адаптации актуален для учащихся первого, пятого и десятого классов», — рассказала психолог Корочанской центральной районной больницы Мария Чуйкова.

В форме игры

Родители должны быть аккуратны в подготовке ребёнка к школе. Здесь главное не переусердствовать и не отбить желание у будущего первоклассника получать знания. Психологи отмечают, что сейчас очень модно раннее развитие, когда дети с двух лет и раньше учат буквы и цифры. В таком случае взрослые неосознанно лишают своих малышей беззаботного детства. Безусловно, развивающие занятия имеют место быть, но только в форме игры.

«Оптимальным временем для занятий является предшествующий школе год. Собственно, это подготовительная группа в детском саду. Я считаю, что когда происходит ранний процесс обучения грамоте, языкам, чтению, мозговая деятельность, психологическое состояние ребёнка просто-напросто к этому ещё не готовы. Он перегружается обилием информации: если научится всему заранее, то в школе может стать скучно и может быть потерян интерес к учёбе. Второй момент: идёт пресыщение процессом обучения. Проще говоря, пусть ребёнок сначала наиграется, набегается, напрыгается. И когда родители поймут, что их чадо готово учиться, тогда начинать с ним заниматься», — продолжила Чуйкова.

Первый раз в первый класс

Поступление в школу — новый этап в жизни вчерашнего дошкольника и его семьи. В этот момент ребёнка переполняют самые разные чувства и эмоции: интерес, страх, волнение, стеснительность, любопытство. Меняется зона комфорта, появляются новые люди. Первоклассник испытывает стресс. Результатом такой нагрузки на организм может быть похудение, усталость, капризность, баловство и другие недомогания.

«В школе, в отличие от детского сада, совсем другая дисциплина. Конечно, в дошкольном учреждении есть режим дня, но он не такой строгий. Высидеть 45 минут урока и при этом слушать учителя, по звонку идти на перемену — для первоклассника является сложным. Второй и самый важный момент, на котором родителям стоит заострить особое внимание, — это несформированность мотивации. То есть ребёнок не совсем понимает суть школы и ему априори интересны только внешние факторы: „Я красивый ученик. У меня новая форма и рюкзак“. А то, что надо учиться и как это делать, он не понимает.

Дети продолжают воспринимать школу, как место, где можно поиграть с друзьями. Единицы идут с мыслью о том, что они хотят учиться и стать умными. Трудно адаптироваться к школе детям с нарушением внимания. Они не могут долго сидеть на одном месте, понять новый материал. Следствием этого является плохая успеваемость, складываются плохие отношения с учителями», — отметила психолог.

Важную роль играет коммуникация. Ребёнок должен уметь общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми, не бояться с ними разговаривать, задавать вопросы. При этом с чужими и подозрительными людьми быть осторожным.

Полезные советы

Родители тоже испытывают напряжение, когда ребёнок идёт в школу. Задача мам и пап — создать благоприятные условия для обучения, сформировать положительное мнение об учителе, школе и не показывать свои волнения и переживания. Отныне к домашним хлопотам взрослых добавится ещё одна обязанность — уроки. Как бы родители не уставали на работе, их помощь в подготовке домашнего задания обязательна. Тут только один выход: настроить себя и всегда быть готовым объяснить ребёнку непонятные вопросы без нервов и криков.

«Чтобы первоклассник легче адаптировался к школе и хорошо учился, родителям придётся поработать над его мотивацией. Начать издалека, например, спросить: „Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?“ Космонавтом, полицейским, президентом… Ответ может быть любой, но главное — ему нужно понятно объяснить, что для этого необходимо иметь хорошую физическую форму или прекрасно знать тот или иной предмет, делая упор на важность школьных дисциплин, которые необходимы для достижения целей», — посоветовала Чуйкова.

Взрослые должны быть готовы к тому, что одну и ту же мысль детям предстоит повторить несколько раз. Первое время придётся часто разговаривать с ребёнком о том, что школа — это не детский садик, а ступенька выше, поэтому он должен стать серьёзнее, на уроках заниматься, играть и отдыхать можно только на переменах.

Трудности средней школы

Пятый класс — это тоже переломный момент в жизни детей. Идёт переход к предметному обучению. Вместо одного родного и единственного учителя педагогов становится несколько. Все они разные, с разными требованиями, характерами. Школьнику приходится вновь налаживать контакты с учителями.

«В плане адаптации средняя школа считается одним из сложных периодов для ребёнка. Первый и пятый классы даже стоят в параллели. Возросшие требования зачастую оказываются не по силам пятиклассникам. Отсюда повышенная зависимость части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны», — рассказала психолог.

В средней школе главная задача родителей — так же максимально поддерживать и подбадривать детей, чтобы у них формировалась адекватная самооценка и они умели преодолевать трудности. Ближе к семи годам взрослые должны научить ребёнка проигрывать, чтобы временные трудности не выбивали его из привычной колеи. В этом возрасте можно и даже нужно в некоторых ситуациях говорить о том, что ребёнок сделал что‑то недостаточно хорошо. Но при этом отмечать: «Я в тебе уверен и знаю, что ты можешь выполнить это гораздо лучше».

И учиться, и отдыхать

В десятом классе встречается другая проблема. После напряжённых итоговых экзаменов в девятом классе у обучающихся возникает ярко выраженное желание отдохнуть. Старшекласснику необходима передышка. Но есть и большая опасность, что ребёнок может основательно расслабиться и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.

«В этом возрасте практически все дети адаптированы. Но важно помочь ребёнку научиться грамотно планировать день так, чтобы оставалось время для учёбы и отдыха, по возможности — на дневной сон», — подчеркнула Мария Чуйкова.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×