Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Сирень
13:57, 30 июня 2020

Лето с пользой. Психолог Мария Чуйкова назвала полезные для развития детей игры

Лето с пользой. Психолог Мария Чуйкова назвала полезные для развития детей игрыФото: PIXABAY.COM
  • Статья

Специалист Корочанской ЦРБ пояснила, чему учат те или иные забавы.

Что делать летом

Когда ребёнок играет, он познаёт мир, учится общаться, выражать свои чувства и эмоции, развивает логику, мелкую моторику. Через игры можно осваивать науки, запоминать сложные понятия, делать учёбу более лёгкой. Детские забавы часто используют в психологии как коррекционную методику, направленную на развитие тех навыков, которые недостаточно хорошо сформированы у ребёнка в том или ином возрасте.

«Игры — это естественное состояние для ребёнка. Существует много разных видов и классификаций этого понятия, но самое главное — результат, на который они направлены. Причём одна игра может преследовать сразу несколько целей. Например, снятие мышечного напряжения, обучение ребёнка коммуникативным навыкам и установление контакта между сверстниками», — рассказала психолог Корочанской центральной районной больницы Мария Чуйкова.

По словам специалиста, трудности в поведении, такие как тревожность, агрессивность, гиперактивость, проявляются в постоянном напряжении, непослушании, лишней суете, чрезмерном говорении, заметными становятся мышечные зажимы. Одной из причин, почему это происходит, может быть то, что дети не получили в какой‑то момент должного внимания, их вовремя не научили контролировать свои эмоции. Справиться с этими проблемами, скорректировать их очень хорошо помогают игры. Мария Чуйкова предложила несколько вариантов игр, используя которые родители, бабушки и дедушки, в домашних условиях в том числе, смогут направить детскую энергию в мирное русло.

Игры для гиперактивных детей

Психолог отметила, при работе с такими малышами нужно учитывать их особенности: очень высокую активность, дефицит внимания, импульсивность, неумение длительно выполнять правила и заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. Начинать играть с такими детьми лучше индивидуально, а включать в группы следует поэтапно. На первых порах подбирать игры, которые способствуют развитию только одной функции (например, контроль импульсивности). Если наблюдается успех, то можно подключить ещё одну и играть в игры на тренировку уже двух функций. Три для гиперактивных детей — достаточно.

«Разговор с руками» 

Если ребёнок подрался, что‑то сломал или причинил кому‑нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем пусть он «оживит» ладошки — нарисует им глазки, ротик, раскрасит цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?» Если ребёнок не участвует в разговоре, проговорите диалог сами.

Важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трёх дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть — и не будут никого обижать. Если ребёнок согласится на такие условия, то через заранее оговорённый промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Час тишины и час «можно» 

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и так далее. Часы «можно» следует чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе.

Лучше заранее поговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребёнку (а тот их «не слышит»).

Игры для агрессивных детей

Мария Чуйкова отметила, для таких ребят рекомендуется подбирать игры и упражнения, с помощью которых можно было бы выплеснуть свой гнев. Они должны способствовать снижению вербальной и невербальной агрессии и научить ребёнка легально выплёскивать гнев. По возможности включать в игру неагрессивных детей. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар. Видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто‑то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего‑то добиться. Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать релаксационные игры, они аналогичны играм с тревожными детьми.

«Бумажные мячики» 

Перед началом игры каждый ребёнок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Детей нужно разделитесь на две команды и выстроить в линию друг напротив друга так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По команде ведущего ребята начинают бросать мячи на сторону противника.

Игроки стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу после окончания игры.

«Маленькое привидение» 

Детям можно сказать: «Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «у». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «у», если я буду громко хлопать, будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». В конце игры следует отметить: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Игры с тревожными детьми

Включение таких мальчиков и девочек в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть они сначала ознакомятся с правилами, посмотрят, как в неё играют другие дети, и лишь потом, когда сами захотят, станут её участниками. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?» Если вы вводите новую игру, то для того, чтобы тревожный ребёнок не ощущал опасности от встречи с чем‑то неизвестным, лучше проводить её на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки).

Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребёнок уже играл неоднократно. Если ребёнок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений. В коллективные игры тревожного ребёнка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.

«Корабль и ветер»

Говорим: «Представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Как шумит ветер?» Упражнение можно повторить три раза.

«Танцующие руки»

«Разложите большие листы обёрточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования. Закройте глаза, и, когда начнётся музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Потом вы можете посмотреть, что получилось». Игра проводится под музыку.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×