Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:00, 24 июня 2018

Глас Божий и глас народа. Директор музея поделилась историей «Вестового колокола»

Глас Божий и глас народа. Директор музея поделилась историей «Вестового колокола»Фото: Наталья Мазниченко
  • Статья

Как русские монархи лично снабжали Корочу колоколами взамен разбитых.

Мы начинаем серию репортажей о самых интересных исторических, и не только, местах нашего родного города и района в рубрике «Пешком по Короче». Сегодня с журналистами «Ясного ключа» встретилась директор районного историко-краеведческого музея Наталья Дубинина. И первая публикация — об истории памятника «Вестовой колокол».

Первый колокол

Улицы в Короче расположены параллельно и перпендикулярно друг другу. Поэтому в городе легко ориентироваться. Не заблудишься.

«Это связано с тем, что город был купеческим и торговцам была удобна такая дорожная инфраструктура. Купцам было сподручно подвозить товар к своим лавкам и магазинам», — отметила Наталья Дубинина.

Но мирной и купеческой Короча стала лишь в конце XVIII века. А до тех пор была пограничной крепостью Белгородской оборонительной черты, защищавшей Русское государство с юга от набегов крымских татар, ногайцев, литовцев и черкасов.

Крепость по указу царя Михаила Фёдоровича начал строить на меловой горе близ реки Корочи в 1637 году воевода Андрей Бутурлин. Однако в следующем году стройку перенесли вниз, к реке, поскольку первоначально выбранное для крепости место сочли безводным. И 24 июня 1638 года сооружение «Красного города на Короче» (так первое время называли крепость) было закончено. Строители выкопали ров, возвели пять башен и дубовую стену высотой две и длиной 264 сажени (одна сажень — это 2,16 метра).

В новую крепость из Москвы прислали вестовой колокол.

Тайна сплава

Когда и как сложился на Руси обычай звонить в колокола, неизвестно. Древняя восточнославянская традиция колокольного звона уходит в глубь веков. Доктор искусствоведения, профессор, завкафедрой музыкального искусства МГУ Татьяна Владышевская приводит в своём исследовании «Древнерусские колокола и звоны» такой факт:

«Арабский писатель середины X века Аль-Масуди писал в своём сочинении: «Славяне разделяются на многие народы; некоторые из них суть христиане… Они имеют многие города, а также церкви, где навешивают колокола, в которые ударяют молотком, подобно тому, как у нас христиане ударяют деревянной колотушкой по доске».

Колоколом созывали народ на вече (для этого в Новгороде был вечевой колокол), звали на помощь набатным или всполошным колоколом, призывали народ на защиту Отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику — это был так называемый спасительный метельный звон. Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни найти правильное направление. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили о прибытии царя, сообщали о важных событиях.

Огромные церковные колокола именовали Божьим гласом. А вестовой колокол в старину был глашатаем. Это были глас Божий и глас народа.

«Сплав, из которого лили колокола, представляет собой соединение меди с оловом. Хотя в древних рукописях даются более дорогие рецепты сплавов: «Медь обычная, или красная, звук от себе издает, но не велегласно, но аще прибавить к ней олова или серебра, или злата, тогда сладостен звон», — написано в «Травнике Любчанина» (XVII в.). Как и любое другое дело, литьё колоколов имело свои рецепты, тайны, секреты мастерства», — сообщила Татьяна Владышевская.

Четвёртый колокол

Путешествие по Короче сродни путешествию во времени. Тем более, когда твой спутник досконально, как Наталья Дубинина, знает историю города. Мы идём на перекрёсток улиц Дорошенко и Ленина — к ротонде, под куполом которой висит колокол.

«Это копия старинного вестового колокола. Он находится на том же месте, где и его древние предшественники. В старину здесь была Базарная площадь. Специально для колокола на площади в XIX веке установили деревянный навес в виде ротонды. В акте ревизии от 19 мая 1885 года по разделу «Народный вид города Корочи» написано: «Город содержится довольно опрятно. На площади под особым навесом помещён набатный колокол времён царя Алексея Михайловича. Вокруг того же навеса размещены три старинные чугунные пушки…». Эти пушки были найдены в реке Нежеголь — близ того места, где стоял основанный в 1654 году город-крепость Нежегольск», — поведала Дубинина.

— Вы сказали, что у этого колокола были древние предшественники. Значит, вестовых колоколов было несколько?

— Да. Этот современный колокол — четвёртый по счёту. Два его предшественника были разбиты, а третий утрачен после Октябрьской революции 1917 года.

Звонить с большим береженьем

Историю разбития двух колоколов весьма обстоятельно записал в 1899 году священник города Корочи Михаил Чефранов.

Вестовой колокол, что прислали в новую крепость из Москвы, «лет через шесть, именно в 1644 году, был разбит». Этот факт весьма разгневал царя Михаила Фёдоровича. «Тот колокол разбит твоим небреженьем и не призором, — выговаривал государь в своей грамоте, присланной корочанскому воеводе Апраксину. — Бьют мужики пьяные и не знающие небрежно, а ты над ними не надсматриваешь и тем не приказываешь, чтобы они в колокол били не всею своею мочью». Царь велел Апраксину прислать разбитый вестовой колокол в Москву «аже даст Бог по зимнему пути».

Воевода исполнил царское повеление. И взамен разбитого в Корочу доставили новый вестовой колокол. Он, хоть и прослужил дольше первого, повторил его судьбу. А именно: и второй вестовой колокол в Короче разбили. Случилось это в 1674 году. Разбитый колокол весом «двенадцать пуд и тридцать гривенок» (202 килограмма) привёз в Москву корочанец Евсевий Козюлин.

Царь Алексей Михайлович своей грамотой известил корочанского воеводу Позднякова, что «по Нашему, Великого Государя, указу тот разбитый колокол на Москве заменен на новый колокол, и весу в нем тож, что и в разбитом колоколе, и послан на Корочу к тебе с ним же, с Евсевьем, на ямских подводах». Воеводе было велено новый вестовой колокол поставить на месте разбитого и «в него звонить с большим береженьем, чтоб колокола служивые люди не разбили».

На «юбке» этого колокола была отлита надпись славянской вязью: «Лета 7182, августа в 22 день Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеiя великие, малые и белые Руссеи самодержец указал сей вестовой колокол в город на Корочу послать. Весу 12 пудов 30 гривенок».

Памятник старины

«Всю свою историю Короча была своеобразным центром исторических перипетий. В старину город страдал от разного рода набегов, в революцию, Гражданскую войну и тем более в Великую Отечественную был разрушен и разграблен. Вот и вестовой колокол, присланный в Корочу по указу царя Алексея Михайловича, до наших дней не сохранился», — рассказала Наталья Дубинина.

Но у того, кто забыл своё прошлое, нет будущего. А корочанцы бережно относятся к истории своего края. В 1998 году тогдашний глава администрации Корочанского района Иван Бредихин поддержал инициативу почётного гражданина Корочи Александры Долгополовой, которая в то время возглавляла районный музей. Она предложила воссоздать исторический памятник по старинным фотографиям и описаниям. И на месте, где был деревянный навес с вестовым колоколом, построили ротонду.

Доброе дело продолжил новый руководитель района — Александр Сергиенко. Он задался целью завершить воссоздание памятника старины, чтобы вестовой колокол стал визитной карточкой туристической Корочи. В Воронеже на колокололитейном заводе Анисимова отлили копию утраченного вестового колокола. На копии воспроизвели историческую надпись об указании государя Алексея Михайловича. Профинансировал изготовление колокола генеральный директор завода нестандартного оборудования и металлоизделий Олег Изотов. И вот 21 сентября 2012 года состоялось долгожданное торжество. «Белгородские известия» в номере от 28 сентября сообщили читателям:

«Открытие памятника-колокола пришлось на престольный праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. После поздравления с престольным праздником, которое адресовал корочанцам Благочинный Корочанского округа, настоятель храма, протоиерей отец Михаил, и торжественного чина освящения им памятника наступил знаковый момент. Право первыми ударить в вестовой колокол было предоставлено главе администрации Корочанского района Александру Сергиенко и настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы отцу Михаилу. А затем оповестить окрестности ударом в колокол смогли все желающие.

Глава администрации района предложил каждой новой паре, зарегистрировавшей брак, ударить в колокол, извещая о создании новой семьи, а Олег Изотов добавил — бить в колокол и при рождении ребёнка. Под аплодисменты присутствующих провозгласили вердикт: пусть колокол по этому поводу звонит не смолкая!»

Теперь звон вестового колокола в Короче ни у кого не вызывает тревоги. Если зазвонил — значит, случилось что‑то хорошее…


Для справки: вестовой колокол — колокол, которым оснащался каждый русский город-крепость во второй половине XVI — начале XVII веков. Их отливали на Пушечном дворе в Москве. В случае военной опасности звоном вестового колокола поднимали в ружьё крепостной гарнизон. А также звонили, чтобы собрать жителей для сообщения какого‑либо важного известия.

Вестовой колокол (новодел) города Корочи: вес 230 килограммов, высота 74 сантиметра, ширина («юбки») 70 сантиметров.

1
Комментарии (0)
Древовидный вид
Новые
Популярные
Компактный
Цитаты (0)
Контекст
Создать свой виджет
О сервисе
Выйти
Обсуждение закрыто
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×