Не у каждого художника есть свой выставочный зал. Такой зал, вернее сад, есть у скульптора Александра Пшеничного. Всё, или, почти всё, что он сделает за зиму у себя в мастерской в Белгороде, перевозит в хутор Пожарный, что неподалёку от Корочи. Там Александр и его супруга Наталья Расковалова приобрели небольшой сельский домик с огромным садом.
Среди яблонь и слив, краснеющих кустов калины, то тут, то там из‑за деревьев выглядывают лица героев его творений: классические и стилизованные через призму художника; причудливые композиции, навеянные настроением мастера; каменные, деревянные, металлические. Даже предметы быта, отжившие своё вилы, цепи, пружины, старые обручи – всё идёт в дело.
Не познакомившись с самим скульптором, невозможно тонко определить смысл некоторых его работ.
«Дети, порой, чаще угадывают тайный подтекст некоторых моих скульптур. Их сознание не замутнено никакими догмами. Многим же смысл работ бывает непонятным, и вместо того, чтобы вдуматься, включить фантазию, включают скепсис», — отметил Пшеничный.
Сын военного, Александр родился в селе Весёлая Лопань, но почти сразу же, семья переехала в новое место назначения – в Белоруссию. Родители видели сына инженером, он даже проучился четыре курса на техническом факультете института. Но детское увлечение скульптурой всё же взяло верх.
«Езжай куда хочешь», — в сердцах выпалил родитель, и Александр, не долго думая, ринулся в Пензу.
Там, по тем временам, в художественном училище была одна из лучших академических школ в стране. Но когда у Александра начало проявляться своё видение, один из наставников посоветовал, мол, закончишь училище, тогда и выпендривайся. А сейчас – учись. В общем‑то это был дельный совет, ему Пшеничный и последовал.
Но свою натуру укротить не просто. Даже в заказных работах видна его живая мысль.
«Без этого ведь нет искусства», — поделился скульптор.
Многих до сих пор радует, пожалуй, первая в Белгороде контактная скульптура Пшеничного «Семья», горельеф «Расстрел» в парке Памяти, памятник танкистам в Прохоровке (две последних совместно с Шишковым), «Птицы» в Алексеевке, «Крылья Победы» в Строителе, бюсты Филатова, Тюсина, Попова, Шеломцева на Аллее Героев.
Сейчас Пшеничному – 72 года, а он, как молодой, радуется, что, наконец‑то в его мастерской сделали ремонт, что к нему на пленэр в Пожарный приезжают друзья делиться своими успехами. Что сделал вышку в саду, с которой видно всё пространство вокруг, что есть новые замыслы, которые ему предстоит воплотить в жизнь.
В работе каждого художника бывают взлёты и падения. С возрастом, по словам скульптора, бороться с кризисом всё труднее. А он, наперекор всему, ещё сильнее упирается: или я или она (скульптура). Кто кого. И когда прогуливаешься в тиши по саду скульптур, разглядываешь удивительные работы Пшеничного, понимаешь, что победа за ним.