«У нас теперь новое здание краеведческого музея. Долго, конечно, мы ждали этого случая. Фонды у нас большие, и разместить их в старом помещении уже не было возможности», — начала рассказ Наталья Дубинина.
В 2015 году районная администрация передала музею здание бывшей средней школы в селе Клиновец.
«Здание постройки 1963 года. Но ничего, сейчас перестраиваем, приводим в порядок, и, надеюсь, в скором времени наш новый музей станет лицом района», — рассказывает Дубинина.
Площадь будущего корочанского музея 640 квадратных метров. В нём 11 комнат, не считая подсобных помещений. В каждой, по словам научного сотрудника Аллы Клименковой, будет своя экспозиция.
«К сожалению, в прежнем здании мы не могли хранить все экспонаты в должном виде. А в фондах их более десяти тысяч. И выставки делать было затруднительно — не было места. Теперь, я надеюсь, мы сможем показать землякам многое из истории Белгородчины. В первую очередь диораму «Две крепости одного рубежа», — говорит Клименкова.
Возникновение городов Короча и Яблонов связано со строительством в 1635–1658 годах оборонительной линии сооружений — так называемой Белгородской черты, которая защищала от набегов крымских татар южные рубежи российского государства.
«Иноземцы убивали, грабили и уводили в плен наших земляков. Поэтому важное место в оборонительной линии занимал город-крепость Яблонов, прикрывавший Изюмский шлях. Его строительством, а это острожные стены в 202 сажени и шесть рубленых башен, руководил царский стольник, боярин Андрей Бутурлин», — продолжила Наталья Дубинина.
В выборе места для сооружения крепости, по словам директора историко-краеведческого музея, большую роль сыграло то, что севернее Корочи соединялись два пути, по которым крымские татары совершали набеги. Это Муравский шлях: «западная дорога, которая начиналась у верховьев Самары, притока Днепра, и дугой огибала притоки Северского Донца. Далее проходила по водоразделу Ворскла — Северский Донец, оставляя к востоку крайние русские сёла и деревни Белгородского уезда». И Изюмская сакма или шлях: «он был на севере, где у Изюм-кургана татары переправлялись через Северский Донец. Затем Изюмская дорога проходила западнее Оскола, причём у верховьев Волчьих вод и реки Нежеголи было ответвление на восток, через переправу на Осколе к соседней Кальмиусской дороге».
Андрей Бутурлин принадлежал к знатному роду. Его предки прославились ещё во время Невской битвы.
В самом начале весны две тысячи московских стрельцов во главе с Андреем выдвинулись из Москвы в сторону белгородских земель и 25 марта 1637 года вышли к Яблоновскому лесу. А 16 апреля началось строительство нового оборонительного острога на Изюмском шляхе. Городу дали название Яблонов, ибо местность была очень богата на дикие яблоки.
Две тысячи стрельцов возвели стены и башни острога всего за две недели и приступили к строительству земляного вала, который преграждал бы путь на Москву татарской коннице.
«Татары стремились помешать строительству крепости. Иногда численность их отрядов доходила до тысячи человек. Бутурлин руководил обороной крепости и даже организовывал вылазки», — рассказала Наталья Дубинина.
За постройку Яблонова, кстати, Бутурлин получил награду от государя Михаила Романова: собольи шкурки, золотой ковш, ткани и пятьдесят рублей золотом. К тому времени Бутурлин получает царский указ — возвести неподалёку от Яблонова, на берегу реки Корочи, ещё один город.
Заложили город в неудачном месте — на меловой горе. И через год по приказу воеводы строительство перенесли.
«Это было связано с тем, что вода не доходила до возвышенности, на которой была новостройка», — объяснила Наталья Дмитриевна.
В конце концов, город был построен. В нём насчитывалось пять рубленых башен с острожной стеной высотой в две сажени, а также тайник для хранения пороха, ядер и колодцы для питья во время осады. Во время наступления неприятелей за стенами Корочанской крепости, в которой насчитывалось более 790 бойниц, прятались жители близлежащих поселений.
«Когда сторожевые оповещали о приближении татар, в крепость из всех окрестных селений пригоняли скот, чтобы татары его не угнали. А на вершине меловой горы находился наблюдательный пункт, с которого было видно приближение неприятеля», — рассказала директор.
«Корочанский край богат историей заселения и развития. Со времён основания крепости на реке Короче его заселяли выходцы из разных уголков европейской части России и Украины, неся свою культуру, уклад жизни, диалекты разговорной речи, ремёсла и промыслы. Это были дети боярские, так называемые московиты, служилые люди, которые получили земельные наделы, а также переселенцы: черкассы и заднепровские казаки», — продолжила Наталья.
По словам директора историко-краеведческого музея, мы с каждым днём всё больше отделяемся от самобытности, традиционных народных праздников, песенной культуры и русского духа, которым гордились наши предки.
«В нынешнее время во главе угла надо ставить патриотизм, сохранение и развитие российской самобытности, преемственности. И, самое главное, нужно гордиться своими предками, которые умели любить и беречь свою землю», — убеждена Наталья Дубинина.