Солома играет важную роль в произведениях народного мастера Белгородской области Галины Ненилкиной. Её здесь столько, что вам и не снилось. А ей эти стебли однажды приснились, и на следующий день она начала измельчать их чуть ли не в пыль. Измельчать и творить.
По‑другому назвать то, чем занимается художественный руководитель образцовой студии декоративно-прикладного творчества «Умелец» при Поповском доме культуры, язык не поворачивается. Прежде чем зрители увидят бархатный пейзаж с бегущей между высоких холмов рекой или возвышающийся над лесом деревянный храм, Галина Ненилкина в течение двух месяцев по несколько часов в день режет соломку вдоль и поперёк. Причём настолько тонко и мелко, что она превращается в крошечные миллиметровые квадраты. Два месяца. По шесть-восемь часов ежедневно. Моё терпение лопнуло бы мгновенно.
«На одну из выставок декоративно-прикладного творчества, проходившую в Нижнем Новгороде в 2006 году, я в очередной раз привезла свои работы, — рассказала мастер. — Они привлекли внимание двух участников выставки — резчиков по дереву. Сначала просто восхищались увиденным, рассматривая картины под разными углами, но, когда подробно описала процесс их создания, оба, не сговариваясь, стали передо мной на колени и поблагодарили за адский труд. Было немного забавно и странно видеть, как два здоровых мужика кланяются тебе в пояс».
Подготовительный этап сопровождается монотонной и утомительной рутиной. В ход идут маникюрные и большие портняжные ножницы, секатор и скальпель, канцелярский нож и железная линейка, пинцет и множество иголок. Обязательные мучения заканчиваются с последней изрезанной по всем правилам соломкой, а потом начинается произвольная, самая приятная часть программы. На чёрный или синий бархат наносится эскиз будущего произведения, а сверху из рук автора на него в прямом смысле сыплется новый сюжет, прочность которому придаёт клей.
Когда‑то Галина Ненилкина работала художником-оформителем в Доме культуры в родной Воркуте. Никакой соломы, кожи, глины, бересты и прочего подсобного материала даже в мыслях не было — только краски и кисти. Но беспокойная творческая душа требовала сумасшедших виражей и оригинального воплощения собственных идей, как это позволялось ей в детстве, когда маленькая Галя днями напролёт лепила из пластилина слоников, лошадок, овечек, крокодильчиков, собачек… Конвейер, выпускавший представителей фауны, работал как фабричный цех — с 8:00 до 17:00.
«А что мне ещё оставалось делать, если родители решили не водить меня в детский сад? — оправдывается, улыбаясь, мастерица. — Поэтому, чтобы дочь занималась чем‑то полезным, они для меня в большом количестве покупали пластилин, из которого получались весёлые животные. Обожала их! Хотя творческая жилка во мне, наверное, была заложена ещё прадедушкой, писавшим иконы».
Когда в 1995 году она обосновалась в Поповке, жилка эта спустя пару лет забурлила неожиданно громко и дала о себе знать во сне. Да, именно ночью, утверждает моя героиня, она, словно Дмитрий Менделеев, подсмотрела технику создания картин с помощью измельчённой соломки. Проснулась, подумала о том, какая ерунда ей, однако, приснилась, и отправилась собирать колоски. А вдруг не ерунда?
Первая подобная операция отняла уйму времени и сил, но Галина хотела убедиться, что сон про не сон увидела не просто так. Да и внутреннее чутьё вместе с прадедушкиными иконами и пластилиновыми слониками настойчиво подсказывали: результат будет, главное — резать до упора.
«Когда готовым материалом заполнился примерно восьмой по счёту стеклянный флакон, решила, что достаточно, — вспомнила худрук. — С чего начала? Это была аппликация с рыбками, которую, кажется, подарила друзьям. С каждой новой работой исправляла прежние ошибки, шлифовала произведения, улучшала технику исполнения, и со временем мне стало нравиться то, что получалось в итоге».
— Откуда здесь тени и свет? — спрашиваю у мастера. — Соломка вроде не очень отличается по цветам и оттенкам.
— Высушенные стебельки всё‑таки разные и по цвету, и по тональности, но для того чтобы придать ей нужную светотеневую и цветовую гамму, использую морилку, обрабатывая отдельные участки картины, — ответила Галина Ненилкина. — Есть и другие способы. Более тёмной соломка, например, станет после проглаживания горячим утюгом, а жёлтую окраску приобретёт от кипячения в соде.
Она ждёт их каждый день, любуясь первыми лучами солнца или наклоняющимися от ветра деревьями, шумно журчащей рекой или ползущими по траве насекомыми. Часто фотографирует приглянувшийся пейзаж, а потом рисует по снимку эскиз и вновь приступает к длительному измельчению. Силы в такие дни и часы придают те заветные две недели, в течение которых будет, наконец, создавать композицию, посыпая бархат соломенной крошкой. В эти моменты душа художницы на вершине придуманного ею Олимпа. Не достать, одним словом.
И своих учеников, приходящих к ней на занятия в студию, она учит наблюдать за стремительно меняющейся природой, замечать её капризы и дары, ловить настроение, чтобы позже переносить его на бархат. Впрочем, не только бархат и соломка служат Галине Ненилкиной предметами творчества. Народный мастер заново изобретает природу с помощью картона, глины, меха, бумаги и всего, что порой случайно попадается на глаза. Соломка — особая стихия, изнуряющая и вдохновляющая одновременно, поэтому и относится мастерица к своим стебелькам трепетно.
«Сначала собирала их в поле, потом решила выращивать на своём участке, — призналась героиня. — На площади в три квадратных метра умещаются несколько будущих картин. В сентябре сею, в конце июня срезаю, обвязываю в снопы и подвешиваю под потолок сушиться».
Жительница Поповки привозила поделки на многочисленные выставки в Москву, Тулу, почти во все города Белгородской области, но одно произведение прорубило‑таки окно в Европу. Несколько лет назад она гостила у сестры в Воркуте, а к той из Германии приехала подруга с мужем-немцем. Иностранец, увидев соломенное чудо, долго им любовался и даже предложил автору продать его. Международная сделка состоялась: через пару дней белгородский шедевр улетел за границу.
— Сколько в вашей копилке произведений? — поинтересовался у Галины.
— Спросите что‑нибудь другое, — засмеялась в ответ женщина. — Тьма. Однако по‑прежнему кажется, что не все идеи реализовала на бархате. Очень хочу изобразить корочанский родник Ясный колодец. Я уже не раз работала над ним, но сейчас сделаю несколько иначе.
Только через два часа общения с художественным руководителем студии «Умелец» понял, чем пахнут её замечательные работы. Соломой, клеем и теплом! Да-да, невероятным по ощущениям, согревающим в ледяную стужу теплом, от которого появляется желание радоваться жизни, загадывать самые сокровенные желания и верить в чудо. «Соломенное солнце» — так можно назвать, пожалуй, любое её произведение, независимо от того, когда оно создано и о чём рассказывает.
— С помощью соломы реально передать черты лица? — спрашиваю напоследок.
— Думаю, да, — немного поразмыслив, ответила Галина Ненилкина. — В руках мастера солома — удобный и податливый материал. Главные условия — дневной свет, хорошее настроение и тепло.