По итогам 2019 года коллектив Кощеевского сельского модельного дома культуры занял первую строчку в районном рейтинге, опередив по баллам коллег из четырёх модельных ДК. Какой труд вложен в эту победу, узнал корреспондент «Ясного ключа».
В Кощеевском ДК есть особая комната, где планируются праздники, пишутся сценарии, создаются проекты. Как рассказал директор Виталий Ворожко, в этом процессе сообща участвуют все — руководитель кружка декоративно-прикладного творчества Анна Немцева, руководитель театрального кружка Людмила Гребенникова, руководитель танцевального кружка Наталья Марченко, хормейстер образцовой вокальной студии «Радуга успеха» Александр Гребенников. В декретном отпуске сейчас находится художественный руководитель ДК Ольга Цуркина, но через год она вернётся, и дружная творческая семья наконец восстановится.
Трудятся они не по штатному расписанию или согласно должностным обязанностям, а по велению души. Новогодние и рождественские концерты, тематические развлекательные вечера для людей разного возраста, весёлые конкурсы, праздничные программы, посвящённые памятным и знаменательным датам из истории родного села, района, страны — выходя на сцену, они дарят землякам маленькое счастье, вкладывая в него частичку своей любви.
«Причём мы все и поём, и танцуем, и в театральных постановках роли играем, — объяснил Виталий Ворожко. — Одним словом, каждый из нас — и швец, и жнец, и на дуде игрец!»
Три театральные студии — детскую, подростковую и взрослую — посещают около 30 человек. В репертуаре подопечных Людмилы Гребенниковой как авторские сюжеты, придуманные в стенах ДК, так и известные произведения, которые кощеевские актёры воплощают на сцене. В любом сценарии руководитель театрального кружка подчёркивает главную идею.
Как‑то раз театралы приехали в гости к жителям села Ломово в рамках культурно-спортивной эстафеты и показали им сказку о Кощеево. Сюжет придумали сами. Иванушка, которого играл директор, встречал на своём пути разных персонажей — Василису, Кощейку, Бабу Ягу, других героев. И все они понемногу рассказывали об истории села — о том, как появилось, кто здесь жил, какой след оставили годы Великой Отечественной войны и так далее. Получилась познавательно-развлекательная сказка.
«А закончилась она тем, что Иванушка встретил Алёнушку, роль которой исполнила жительница Кощеево Ангелина Соболева, — рассказала Людмила Гребенникова с улыбкой. — Они полюбили друг друга и поженились: ведь миром правит любовь. Ломовцам очень понравилась постановка. Мы, конечно, не профессионалы в театральном искусстве, но на сцене играем так, как чувствуем. Это, видимо, и подкупает зрителей».
Говоря о том, что ему посчастливилось работать в большой дружной семье, Виталий Ворожко имел в виду и то обстоятельство, что в ДК трудится самая настоящая семья Гребенниковых. Александр, супруг Людмилы, хормейстер образцовой вокальной студии «Радуга успеха», где занимаются дети трёх возрастных категорий.
«Вообще‑то я баянист-народник, — поделился музыкант. — Окончил народное отделение Иркутского училища искусств, переехал в родные края к родителям. В культуре уже 42 года».
В нынешнем году коллектив в очередной раз подтвердил звание образцовой студии, отыграв великолепный концерт. Эстрадный репертуар наполнен множеством патриотических и военных песен, композиций о родном крае, вокалисты исполняют и авторские произведения Александра Гребенникова. Музыка для него и его учеников давно перестала быть просто искусством, она скорее способ выражения мыслей, чувств, отношения к окружающему миру, это язык, на котором «Радуга успеха» общается со зрителями и приглашает их в увлекательное путешествие по изумительным уголкам России-матушки.
«Что я успел сделать за 42 года? Да ничего ещё не успел! — сказал собеседник. — Всё, что было сделано, ушло в прошлое. Вышел со сцены — забыл. Завтра нужно начинать сначала».
В старину каждый новорождённый получал в подарок не только нательный крестик, но и пояс-оберег: это был обязательный атрибут одежды и взрослого, и ребёнка. Желая возродить народные традиции и привить землякам уважение к русским обычаям, коллектив Кощеевского ДК в 2017 году реализовал проект, посвящённый закладным ткацким поясам-оберегам. Ежегодно на территории села проходит масштабный фестиваль «Плетись, плетись, поясок», ежемесячно — мастер-классы для всех желающих научиться этому красивому искусству. И мастерица, умевшая ткать пояса, тоже нашлась в стенах Дома культуры, — руководитель кружка декоративно-прикладного творчества Анна Немцева.
«Я начала заниматься поясами ещё до работы в ДК, — рассказала она. — Моим детям часто поручали в школе изготовить различные поделки для конкурсов, вот я и ткала, тем более станок дома был — сын сделал. А когда пришла в Дом культуры, стала вникать в дело глубже и ткать чаще. Примерно 50 поясов изготовила уже. Сейчас увлеклась ещё и русскими народными костюмами — третий шью, между прочим».
Сколько нужно времени, чтобы соткать пояс? Зависит от того, о каком поясе идёт речь. Оказывается, существуют тонкие нательные, есть широкие праздничные — с кистями, бубенчиками, украшениями. На изготовление самого длинного — шестиметрового — уходит примерно неделя кропотливой работы. И это при том, что ткачество поясов — не главная задача Анны Немцевой: кружки по лепке и лоскутной мозаике тоже входят в круг её профессиональных интересов.
Танцевальную изюминку в сплочённую работу Дома культуры вносят «Непоседы», «Барбарики» и «Калинка» — дошкольная, детская и подростковая студии, которыми руководит Наталья Марченко. Если изначально её воспитанники обеспечивали только подтанцовку вокальных номеров, то позже приступили к созданию полноценных хореографических произведений.
«В этом составе наш коллектив провёл колоссальную работу, — поделился мнением Виталий Ворожко. — Я очень благодарен коллегам за то, что они несут людям добро. Мы действительно дружны и едины, потому что Александр Гребенников, например, был моим педагогом в музыкальной школе, Людмила Гребенникова — классным руководителем в средней школе. У нас всё по‑семейному».
Профессия не стала для них ремеслом или привычкой: они до сих пор волнуются перед тем, как выйти к своим зрителям и рассказать им новые истории о добре и зле, о человеческих ценностях и пороках, о великой силе любви. И благодарные зрители всегда приходят на концерт, где артисты не поют и танцуют, а словно проживают эти короткие эпизоды вместе с ними — так, как чувствуют.