В селе Поповка есть улица Бельгия. Правда, историю этого названия не помнят даже местные старожилы. А ещё в этом селе обитает енот-полоскун. Не в Бельгийском переулке, а в семье Сироджевых. У него там собственный вольер.
— Пару лет назад в Интернете я увидела видеоролик о енотах, которые живут дома. Такие лапочки! И решила купить себе, — рассказала Алана Сироджева.
— А ваши домочадцы не возражали?
— Сомневались, конечно, но охота пуще неволи.
Алана с мамой живут в небольшой квартире в селе Поповка. Сюда переехали с севера.
«Я родилась в Норильске. А когда маме предложили после выхода на пенсию выбрать для переезда Ульяновскую или Белгородскую область, то мы остановились на последней. Не пожалели. Благодатный край», — продолжила собеседница.
Алана окончила Бирючанский сельскохозяйственный техникум. По словам девушки, ей всегда нравились животные. Поэтому она и выбрала ветеринарную специальность. Ведь никто, кроме людей, не поможет им в трудной ситуации.
— Давайте вернёмся к еноту. Как он у вас появился?
— Я искала по объявлениям. Но в Белгороде за месячного самца просили больше 30 тыс. рублей. Для меня это было дорого.
Алана нашла своего будущего питомца в Краснодаре. Там у них питомник, в котором выращивают енотов специально для домашнего содержания. За малыша просили 15 тыс. рублей. Показали, по словам Аланы, их несколько. На выбор.
«Мне в большом тазу вынесли с десяток маленьких, величиной с ладонь, енотиков. Захотелось забрать самого крупного, но один маленький схватил меня за руку и обнял. Его и взяла. Так мы познакомились».
У Аланы этот енот-полоскун живёт уже два года. Зовут его Рокки.
— Пока маленьким был, так с рук не слезал. А как подрос, то нрав свой показывать начал. Маму мою не признаёт. Даже укусить может. Но меня как хозяйку приветствует.
— Но это же, насколько я знаю, ночные животные. Не досаждает?
— В первое время были проблемы. Он пытался вылезти из клетки, топотал по комнатам. Но я придумала для моего Рокки успокоение — включаю классическую музыку. Послушает и возвращается в свою норку.
— А чем вы кормите своего любимца?
— Пока был маленьким, кормила детской молочной смесью. Пососёт немного, и пузико надо погладить, чтобы запора не было. Теперь он любит собачий сухой корм, гречневую кашу, кошачий паштет и перепелиные яйца.
— Вы, наверное, его балуете.
— Наверное, да. Дело в том, что это животное требует к себе постоянного внимания. Пока ты его ласкаешь, то он весь твой. Но если перестанешь ласкать хотя бы пару дней, то всё. Он становится диким. И вернуть его расположение к человеку очень трудно.
— У него есть какие‑то предпочтения?
— Любит купаться. Причём не под душем, а в наполненной ванне с мыльной пенкой и игрушками, которые пытается помыть. Недаром их называют полоскунами.
— Вы посоветовали бы завести такого питомца?
— Ни в коем случае. Это очень своенравное животное. К нему надо привыкать, но не факт, что оно привыкнет к вам. Я как опытный ветеринар могу себе позволить держать дикое животное в доме. Была бы возможность — и слона бы с удавом завела… Однако хочу предостеречь тех, кто захочет завести диких животных. Это очень проблематично.
Вспоминаю 1983 год. Я с папой шёл по Днепру на нашей яхте «Снарк» (четвертьтонник, семь с половиной метров по палубе) из Запорожья в Киев. Неделю шли. Якорь бросали в красивых и нам приглянувшихся лагунах. Отец, помню, спускал за борт нержавеющую лесенку. Сидя на ней, я стирал бельё и мыл, как и положено юнге, посуду. Утопил, правда, кастрюлю и пару ложек. Но я старался. Папа, когда мы вернулись обратно в яхтклуб, так меня и прозвал: Енот-полоскун.
Директор Белгородского зоопарка Николай Белов поделился мнением.
«Нельзя баловаться с дикими животными. Я имею в виду заводить их в квартирах или домовладениях. Они никогда не станут домашними, сколько ни корми и ни ласкай. Их ареал — дикая природа. Для этого и родились. Часто вот такие вот горе-заводчики обращаются к нам с просьбой забрать некогда любимое существо. Мы, мол, не можем с ним сладить. А зачем заводили? Игрушка на время? Сами себя мучают, и животное становится не пригодным к жизни вне вольера. А зоопарк не может принять всех отвергнутых бывшими хозяевами диких животных», — прокомментировал Николай Белов.
Енот-полоскун распространён в Северной Америке, от Панамского перешейка до южных провинций Канады. Его акклиматизация проводилась в Германии и на территории бывшего Советского Союза (наиболее удачно на юге Белоруссии и в Азербайджане), из пунктов выпуска енот перебрался во Францию и другие европейские страны.
В СССР акклиматизация енота проводилась в 1930-х годах в Приморье, затем вновь в 1950-х и 1980-x широкой полосой в европейской части Литвы, Белоруссии, в Донбассе, в Предкавказье, на Кавказе и в Азербайджане. Зверьки также выпускались в Средней Азии (Киргизия) и вновь в Приморье. В 1936 году в ореховых лесах Арсланбоба (Киргизия) был акклиматизован североамериканский енот-полоскун, где он охотно заселил дупла грецкого ореха. Широко распространился енот и в дельте Волги.